У Маквалы Касрашвили – юбилей

В 2017 году отмечает свое 75-летие выдающаяся оперная певица Маквала КасрашвилиВ 2017 году отмечает свое 75-летие выдающаяся оперная певица Маквала Касрашвили. Год назад, в 2016-м, Маквала Филимоновна отметила не менее значимый юбилей – 50-летие работы в Большом театре, с которым связана вся творческая жизнь артистки. «Большой театр – вот моя личная жизнь», утверждает она. Прекрасная Татьяна, Наташа Ростова, Иоланта – Касрашвили десятилетиями сохраняла исполнительскую форму, продолжает она выходить на сцену и по сей день. Елена Образцова называла ее «украшением Большого театра». Но каких бы вершин успеха ни достигла певица, ей никогда не было присуще самолюбование, и даже на должности помощника музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра Маквала Филимоновна сохраняет доброжелательное и чуткое отношение к подчиненным, в особенности – к молодым коллегам.

Детство будущей артистки пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, положение усугублялось тем, что мать растила Маквалу и ее брата одна, без отца. Семья не имела отношения к искусству, но мать прекрасно пела, девочка услышала от нее немало грузинских песен. Но этим музыкальные впечатления детства не ограничивались: Маквала с удовольствием слушала по радио оперных певцов, по слуху запоминала арии и пела их, зачастую не понимая ни слова. В мечтах она видела себя оперной певицей. В двенадцатилетнем возрасте после успешного выступления на концерте самодеятельности в пионерском лагере девочка заявила матери, что желает учиться пению.

С тринадцати лет Маквала обучалась на вокальном отделении музыкального училища родного города Кутаиси. Казалось, что девушке с поставленным от природы голосом все дается легко, но бесконечные концерты, в которых участвовала юная певица, не прошли бесследно – голос переутомился, и при поступлении в Тбилисскую консерваторию Маквала попала только на подготовительное отделение. Ее наставницей стала знаменитая артистка Большого театра Вера Давыдова, преподававшая в то время в Тбилиси.

В учении Маквала была очень усердна – ловила каждое слово педагога, присутствовала на занятиях Давыдовой с другими студентами. Результат не заставил себя ждать – однажды при исполнении арии из «Мадам Баттерфляй» наставница с удивлением констатировала: студентка «запела» раньше, чем она ожидала. С этого времени Маквале Касрашвили сопутствовал успех. О студенческом спектакле «Орфей и Эвридика» с ее участием писало такое авторитетное издание, как журнал «Советская музыка», молодая певица победила на Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. Маквала рассчитывала стать артисткой Тбилисского оперного театра, но за полгода до завершения учебы в дело вмешался счастливый случай: Вера Давыдова пригласила на студенческий концерт своих коллег из Большого театра, прибывших в Тбилиси – и Касрашвили получила приглашение на прослушивание в главный театр страны. Исполнив на прослушивании монолог Чио-чио-сан и арию Тоски, она в страшном волнении ожидала решения своей судьбы – и через час ей сообщили, что она принята.

Первыми партиями Касрашвили стали Прилепа в «Пиковой даме» и Микаэла в «Кармен» (Владимир Атлантов считал ее одной из лучших исполнительниц этой партии, особенно удавалась ей сцена в горах). Исполнение третьей партии – Графини в «Свадьбе Фигаро» – высоко оценила Галина Вишневская, отметив не только ровный во всех регистрах голос, но и высокую степень профессионализма. В Большом театре певица исполнила более трех десятков партий, среди которых немало русской оперной классики: Ольга в «Псковитянке», Лиза в «Пиковой даме», Донна Анна в «Каменном госте», Феврония, Татьяна, Иоланта. Исполнение партий Наташи Ростовой в «Войне и мире» и Татьяны в «Евгении Онегине» зарубежная пресса признала эталонным. Столь же высокую оценку получило выступление в зарубежных операх – в партиях Маргариты в «Фаусте», Аиды, Амнерис, Амелии в «Бале-маскараде», Дездемоны, Елизаветы в «Доне Карлосе», Сантуццы в «Сельской чести», Ортруды в «Лоэнгрине», Хризотемис в «Электре» Рихарда Штрауса. На момент первого исполнения партии Турандот певице уже исполнилось шестьдесят лет. Выступала Касрашвили и в операх ХХ столетия: Любка в «Семене Котко», Полина в «Игроке»… Певица была первой исполнительницей роли Тамар в «Похищении луны» Отара Тактакишвили. Особенно много партий подготовила она в сотрудничестве с Борисом Покровским, о котором говорит, что он ее «воспитал как актрису».

Успех сопутствовал артистке не только в родной стране. Ее первым зарубежным триумфом стало выступление в «Метрополитен-опере» в роли Татьяны в 1975 году, когда Большой театр гастролировал в США. Касрашвили пела во втором спектакле, а рецензии, как правило, пишутся на первый, но в данном случае было сделано исключение – столь сильным оказалось впечатление, произведенное певицей. Четыре года спустя по приглашению дирекции театра артистка вновь пела Татьяну в Нью-Йорке. Ее приглашают и на следующий сезон, и она становится одной из последних советских артистов, выступивших в США: в дело вмешалась политика – началась война в Афганистане… Певице предлагали остаться в США, но она не представляла себе жизни без Большого театра. По возвращении в СССР она поняла, что о гастролях в США придется забыть, но потом были выступления в других странах. В Лондонской Королевской опере Касрашвили пела Донну Анну в «Дон-Жуане» и Виттелию в «Милосердии Тита», в Мюнхене – Аиду, Дездемону, Амелию, в Вероне и Вене – Аиду, в Варшаве – Тоску, в Чикаго – Аиду. Партию Сантуццы в «Сельской чести» певица исполняла в Сиэтле, Хельсинки, Хьюстоне, Вашингтоне, а также в Большом театре. В Майами, Осло и Большом театре Касрашвили пела Тоску.

Концертный репертуар певицы не менее широк, чем оперный. В него входят произведения Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича… Примечательно, что все романсы Чайковского Касрашвили исполняет в оригинальных тональностях – ее уникальный диапазон, простирающийся от нижнего соль до верхнего ре, позволяет это делать. В ее репертуаре Симфонию № 14, вердиевский Реквием. Она принимала участие в исполнении «Военного реквиема» Бриттена, которым дирижировал Мстислав Ростропович. С этим произведением, исполняемым под руководством Мстислава Леопольдовича, певица гастролировала в Англии, Франции, Испании, Японии.

Маквала Касрашвили принимала участие в Савонлиннском оперном фестивале, Newport Music Festival в США. С концертами она объездила всю Канаду и Финляндию.

В 2002-2014 годах Маквала Касрашвили занимала пост управляющего творческими коллективами оперной труппы Большого театра, а с 2014 г. является помощником музыкального руководителя ГАБТа.

 

Фото с сайта bolshoi.ru

Владимир Урин – заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Большого театра:

— Маквалу Филимонову я слушал неоднократно в спектаклях Большого театра, в ее пении меня всегда поражал не только исключительно красивый вокал, но и подлинно высокий уровень музыкальности. Такое владение техникой и такое понимание стиля! Не случайно, конечно, Маквала Филимоновна принадлежит золотому веку Большого театра, она одна из тех, кто творил историю этого Дома и создавал ему славу. Имя Касрашвили знают во многих странах мира, ведь она пела на самых известных оперных подмостках. Поэтому невероятно ценно, что сегодня она щедро делится своими знаниями и передаёт мастерство молодым исполнителям. Ее продолжает интересовать все, что происходит в нашем театре. Редко бывает так, чтобы она сама не смотрела какой-либо оперный спектакль. И я искренне восхищаюсь ее способностью ценить и замечать талант. В этом широта ее души – она готова радоваться чужим успехам и ценить в людях подлинное искусство, не имея в этом никакой личной заинтересованности.

Поздравляю Маквалу Филимоновну и желаю ей долгих счастливых и интересных лет.

 

Фото с сайта bolshoi.ru

Туган Сохиев – главный дирижер и музыкальный руководитель Большого театра:

– Я чрезвычайно счастлив, что судьба свела меня с такой замечательной оперной певицей, как Маквала Касрашвили, и дала возможность не только поработать с ней, но и быть ее современником. Благодаря ей мы связаны с великим прошлым этого театра – с его традициями и историей.

Как это важно, что есть рядом такие люди, как Маквала Филимоновна, которые могут поделиться с молодыми исполнителями творческими принципами и канонами, сложившимися в стенах Большого, могут передать им свою любовь к музыкальному искусству.

Именно эта идея связи поколений стала главной и в нашей организации Гала-концерта в ее честь, ведь Маквала и сегодня очень много работает и занимается с молодыми вокалистами.

Мы все обожаем Маквалу Филимоновну и желаем ей здоровья и долгих счастливых лет.

 

Фото из личного архива Т. Синявской

Тамара Синявская — народная артистка СССР, оперная певица, заведующая вокальной кафедрой ГИТИСа, профессор:  

– Должна сказать, что в первый раз я скорее «услышала» Маквалу, ее дивный голос, а потом уже «увидела». Сопрано бывает разным: нежным, стеклянным, даже агрессивным – а у Маквалы сопрано очень мягкое, сочное и волнующее. С итальянскими «бликами». После прослушивания я сразу подошла к ней, сказав: «У вас очень красивый голос». Это стало началом нашей дружбы, которая продолжается до сих пор. А голос у Маквалы действительно очень красивого тембра, который она, кстати сказать, сумела сохранить и по сей день. Так получилось, что наши голоса очень красиво сливались в дуэте и по насыщенности, и по тембрам. Нам довелось спеть очень много спектаклей вместе: «Пиковая дама» – сначала Прилепа и Миловзор, затем Лиза и Полина, «Евгений Онегин» – Татьяна и Ольга, «Война и мир» – Наташа и Соня, «Бал-Маскарад» – Амелия и Ульрика, и, конечно же, «Реквием» Верди. Петь мы любили и пели без конца, просто «болели» своей профессией. Когда нам было мало репетиций в театре, мы (на то время девушки свободные) садились в троллейбус и катались по маршруту от телеграфа до Серебряного бора! Представляете, сколько?! Часа два! Прелесть! В пустом троллейбусе на заднем сидении мы в упоении пели все, что хотелось спеть. Троллейбус постепенно заполнялся пассажирами, и это был наш «зрительный зал». Чудесное время!

Хотелось бы отметить, что я не знаю человека, которому было бы некомфортно с Маквалочкой. Она очень деликатна, и, если ей даже что-то не нравится, она этого не покажет. Некоторым стоило бы у нее поучиться. Впрочем, это не всем дано. Ей – дано!

Сейчас, когда пришло время «собирать камни», я чувствую, что она является практически одним из самых последних «мостиков», связывающих меня не только с Театром, но и с моей прежней жизнью. Я не могу сказать, что со всем этим рассталась – нет. Большой театр – это мой дом, в котором я прожила 40 лет! Это музыка, любимый зал, оркестр, дирижеры, режиссеры, и конечно же Борис Александрович Покровский – мой Учитель. Наш Учитель. И мои подружки Маквала и Лена (Образцова – ред.) – те, кто были со мной рядом всю жизнь.

Вы знаете, что я хочу пожелать моей дорогой Маквалочке? Напишите, пожалуйста, огромными буквами: З Д О Р О В Ь Я! И радости, радости от успехов ее многочисленных учеников.

 

Фото из личного архива А. Гусева

Александр Гусев – зав. литературной и репертуарной частью Большого театра ( 1976-1983 года):

– В преддверии юбилея народной артистки России Маквалы Касрашвили хочется вспомнить о моих впечатлениях от её первых выступлений на сцене Большого театра. Случилось это в 1967 году. Первой партией,  в которой удалось ее услышать, была Графиня Альмавива в опере Моцарта «Свадьба Фигаро». Но как странно устроена человеческая память! Особенно сильное впечатление, определившее моё отношение к этой певице, произвело её выступление в небольшой партии Прилепы в опере Чайковского «Пиковая дама». Мы привыкли слышать эту партию в исполнении певицы с более высокими голосами, и вдруг слышим звук очень яркой насыщенности и необычной муаровой окраски. Не так часто бывает, что в памяти звук запечатлевается в цвете. За свою многолетнюю жизнь в оперном театре таких случаев я знаю очень мало, можно буквально пересчитать по пальцам. Выступление Касрашвили в этой небольшой партии заставило меня (и, думаю, не только меня, но и других поклонников оперного искусства) обратить внимание на засиявший бриллиант в оперной труппе Большого театра, хотя в то время там было много выдающихся мастеров оперной сцены.

Постепенно у неё появился целый ряд небольших партий и Маквала уже увереннее стала чувствовать себя на сцене театра. Когда Вишневская покинула СССР, Маквале пришлось взять на себя большую часть репертуара, который до этого исполняла Галина Павловна. Конечно, заменить актрису такой величины, как Вишневская, полностью нельзя. Но Маквала сумела найти свою неповторимую исполнительскую «интонацию», например, в таких замечательных спектаклях, как «Игрок», «Война и мир» Прокофьева.

К тому времени Маквала уже исполняла весь основной репертуар лирико-драматического сопрано, участвовала практически во всех премьерах. Слушать ее было огромным удовольствием и я очень рад, что мне довелось услышать Маквалу во всех её партиях на сцене Большого театра – от самых небольших до крупнейших, таких как «Тоска», «Бал-маскарад» и другие. Мне посчастливилось послушать её и на сцене королевского театра Ковент-Гарден в партии Донны Анны в опере Моцарта «Дон Жуан».

Маквала – не только народная артистка Советского Союза, но и народная артистка Грузии, и ее Тамар в опере замечательного грузинского композитора Тактакишвили «Похищение луны» – это еще одна грань ее таланта. Хотя в Большом театре опера шла на русском языке, Маквала, так же как и её партнёр по сцене Зураб Соткилава, в силу своего мастерства во всей красе передали национальный колорит и фольклорную окраску этого очень самобытного и интересного произведения.

Творчество Маквалы Филимоновны Касрашвили – это значительная страница в истории Большого театра, от её самых первых звёздных лет до настоящих дней. Хочется пожелать ей в преддверии юбилея, в первую очередь, здоровья! В творческом плане у Маквалы практически нет ничего нереализованного, но, думаю, она найдет какие-то возможности для своей дальнейшей творческой реализации. Маквала — необычайно добрый, благожелательный человек. И это тоже очень большой вклад в творческую атмосферу театра. Хочется пожелать, чтобы она продолжала делиться с нами и, прежде всего, с молодым поколением артистов Большого театра своими профессиональными знаниями, своей душевной теплотой, своей прекрасной аурой.

 

Фото Александр Гайдук

Ольга Ростропович — Художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской

— Я с большой радостью скажу несколько слов о Маквале Филимоновне. Это человек, к которому я и весь наш коллектив Центра оперного пения Галины Вишневской относимся с искренней любовью и восхищением. Она на протяжении пятидесяти лет украшала сцену Большого театра, выступала на лучших сценах мира, и её исключительный талант завоевал любовь очень многих поколений зрителей.

Она замечательная певица и артистка, человек необыкновенно доброй и щедрой души.

Я знаю Маквалу Филимоновну с детства. Говорят, что люди не меняются – так вот в её случае точно так и есть: она как была человеком с чистой, детской душой, такая она и сегодня, когда мы празднуем её юбилей. Настолько цифры не совпадают с тем, как она выглядит и что она из себя представляет! Она просто замечательная, интересная, красивая женщина и главное – блестящий педагог! Я очень рада, что несколько лет назад пригласила Маквалу Филимоновну в наш Центр оперного пения преподавать. Здесь у неё свой класс, она передаёт свой уникальный опыт и профессиональные знания нашим молодым солисткам и солистам.

И я от всей души поздравляю её с двойным юбилеем – и 75-летием, и 50-летием служению Большому театру. Многая лета! И вообще всего, что только можно пожелать, а самое главное – здоровья, здоровья и здоровья!

 

Материал подготовила Ирина Ширинян

 

Copyright Ширинян И.Г. © 2017. Условия использования материалов