(1913-1976)
Так случилось, что после Генри Пёрселла – ни в эпоху классицизма, ни в век романтизма – Англия не дала миру ни одного знаменитого композитора. Эта страна явила миру великое имя в ХХ столетии, и имя это было – Бенджамин Бриттен.
Человек, которому суждено было прервать трехвековое «молчание» британской музыки, родился в 1913 г. в городе Лоустофте на берегу Северного моря. Музыкальное дарование Бенджамина проявилось рано: уже в восьмилетнем возрасте он начал сочинять, а к четырнадцати годам был автором шести квартетов, десяти сонат, множества фортепианных пьес и даже оратории. На материале некоторых произведений тех лет композитор впоследствии создал произведение, названное «Простой симфонией».
В 1929 г. Бриттен поступает в Королевский музыкальный колледж, в котором обучается фортепианной игре у А.Бенджамина, а у Дж.Айрленда – композиции. По прошествии четырех лет была с успехом исполнена его Симфониетта. Вскоре после этого молодой композитор создает несколько камерных произведений, четкость формы которых сближает Бриттена с неоклассицизмом. Особенно привлекает его вокальная музыка. Композитор обращается к разнообразным текстам: «Сонеты Микеланджело», цикл «Озарения» на стихи французского поэта Артюра Рембо. Большое внимание уделяет Бриттен народной музыке, создавая обработки не только английских и шотландских, но и французских песен.
Одновременно Бриттен работает в области инструментальной музыки. Он делает это и в Англии, и в США, куда композитор отправился в начале Второй мировой войны. Увлекаясь каким-либо инструментом, композитор постепенно «осваивает» его возможности, начиная с миниатюр и переходя постепенно к крупным формам. Например, в 1934 г. он написал фортепианную сюиту «Воскресный дневник», в 1938 г. – Фортепианный концерт, а в 1941 г. – Шотландскую балладу для двух фортепиано с оркестром; в 1935 г. создает он Сюиту для скрипки и фортепиано, через четыре года – Скрипичный концерт.
Композитор не оставался в стороне от грозных событий, разворачивающихся в мире: кантата «Баллада героев», созданная им в 1939 г., воспевает погибших борцов за республиканскую Испанию. В 1940 личная трагедия – смерть родителей – приводит к написанию «Траурной симфонии», сопоставимой по своей экспрессивности с творениями Густава Малера.
В родную страну Бриттен возвращается в 1942 г. Незадолго до этого внимание тоскующего по родине композитора привлекает поэма Дж.Крэбба – английского поэта, творившего на рубеже XVIII-XIX вв. – под названием «Городок». В Англии Бенджамин поселился в Олдборо, где этот поэт жил много лет. Здесь композитор создает первое свое произведение в жанре оперы – «Питер Граймс». Премьера этого произведения, завершенного в 1945 г., стала значительным событием не только в творческой биографии автора, но и в истории английской музыки в целом: впервые со времен «Дидоны и Энея» Пёрселла английский композитор создал оперный шедевр! Стилевые истоки, которые впитала музыка этой оперы, многообразны: тонкая звукопись импрессионизма в картинах моря, реалистичность Джузеппе Верди в массовых сценах, некоторые мрачные страницы заставляют вспомнить об Альбани Берге и Дмитрии Шостаковиче…
В последующие годы композитор создал еще несколько опер, и все они были не похожи одна на другую. Камерная опера на античный сюжет «Поругание Лукреции» стилизована под Пёрселла и Генделя. Музыка оперы «Альберт Херринг» исполнена юмора. В опере «Билли Бадд», где действие происходит на военном судне, нет ни одного женского голоса. Мрачным колоритом отличается опера «Поворот винта», основанная на романтической «истории о привидениях». В противоположность ей, опера «Сон в летнюю ночь» – произведение исключительно светлое.
Пожалуй, самое необычное произведение Бриттена в этом жанре – «Давайте ставить оперу!» В первой части этого особого действа юные зрители знакомятся с миром оперного театра, как бы «участвуя» в создании оперы про маленького трубочиста Сэма, которая будет разыграна во второй части. Еще одно произведение Бриттена, адресованное детям – «Путеводитель для юных слушателей», а мистерия «Ноев ковчег» предполагает участие детей в исполнении.
Одним из наиболее известных произведений Бриттена стал «Военный реквием», созданный в 1962 г. и посвященный памяти друзей автора, погибших во время войны. Структура его соответствует традиционной заупокойной мессе, но вместе с каноническим текстом включаются фрагменты из произведений английского поэта А.Оуэна, тоже погибшего на мировой войне – правда, на Первой. Другие значительные произведения 1960-х гг. – оперы «Блудный сын» и «Река Кэрлью».
Бенджамин Бриттен был еще и концертирующим пианистом, а также дирижером. В этом качестве он посетил немало стран, включая СССР. Результатом этого визита стал вокальный цикл на стихи А.С.Пушкина и использование народных русских мелодий в Третьей виолончельной сюите.
Бриттен ушел из жизни в 1976 г. За несколько месяцев до смерти он был удостоен титула барона.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев