(1912-2009)

Борис Покровский

В одном из интервью на вопрос журналиста: «Какое у вас хобби?» – режиссер Борис Покровский ответил: «Ставить оперные спектакли». Поистине, человека, для которого любимое занятие стало делом жизни, можно назвать счастливым.

Борис Александрович Покровский появился на свет в 1912 году в Москве. Искусством в семействе увлекались: мальчик бывал вместе с родителями в театрах, слушал грампластинки с записями Федора Шаляпина, производившие на него неизгладимое впечатление и заставившие полюбить оперу. В доме имелось старое пианино, и мальчик заинтересовался им, подбирая мелодии одним пальцем. Родители привели десятилетнего Бориса в музыкальную школу. Елена Гнесина стала первым его преподавателем.

Несмотря на успехи в музыкальном обучении, закончивший школу юноша, следуя правительственному призыву, осваивает рабочую профессию и становится аппаратчиком на заводе, но тяга к творчеству оказывается сильнее, и Покровский поступает в Техникум театрального искусства. Уже в годы учения он не сомневался, что желает быть не просто театральным режиссером, а именно оперным: другие студенты избирают для самостоятельных работ фрагменты из чеховских или шекспировских пьес, а Покровский – из опер Чайковского. Особенности оперы начинающий режиссер старается совместить с системой Станиславского. Дипломной работой и одновременно режиссерским дебютом в Горьковском театре оперы и балета стала «Кармен». Много лет спустя одна из певиц, участвовавших в этом спектакле, позвонила режиссеру и попрощалась с ним, будучи смертельно больной, Покровский был очень тронут этим.

В Горьком режиссер поставил двенадцать спектаклей, среди них и оперы, и оперетты. В Большом театре, где он работал с 1943 г., он осуществил более сорока постановок: «Евгений Онегин», «Садко», «Сон в летнюю ночь», «Дон-Жуан», «Руслан и Людмила», «Орлеанская дева»… Работал он и в Малом театре оперы и балета в Ленинграде – там он в 1946 г. впервые поставил «Войну и мир». Вальс Наташи Ростовой, ставший самым известным фрагментом этого произведения, Прокофьев создал по просьбе режиссера. Этот спектакль привел в восторг Игоря Стравинского, и он посоветовал ничего в нем не переделывать.

Заслуги Бориса Александровича были оценены по достоинству: с 1947 г. до 1950 он ежегодно удостаивался Сталинской премии. Но это не спасло его от обвинений в формализме – ведь оперу Вано Мурадели «Великая дружба», вызвавшую гнев властей, поставил он. Обвинение Борис Александрович воспринял как повод для гордости, ведь одновременно в формализме были обвинены Шостакович и Прокофьев, и оказаться в одном ряду с ними режиссер счел за честь.

Покровского именовали новатором, но сам он не считал себя таковым и вообще скептически относился к идее новаторства в оперных постановках. Режиссера Борис Александрович называл «слугой», обязанным донести до публики замысел композитора, не навязывая опере какой-то иной смысл, которого автор в нее не вкладывал. Что же касается новаторства, Покровский считал, что оно должно распространяться не на интерпретацию, а на репертуар.

Покровский всегда был убежден, что каким бы реалистичным и глубокомысленным ни был оперный спектакль, в нем должен сохраняться некий элемент развлекательности: опера, которую скучно смотреть, впечатления на публику не произведет. Серьезной ошибкой в оперной режиссуре он считал стремление «идти от музыки» – иллюстрировать сценическим действием ее эмоциональное содержание: «Если веселую песню поет дряхлый, больной, умирающий в нищете старик, нам не будет весело», – говорил режиссер. Так же происходит и в опере: например, Зарецкий – «некогда буян, картежной шайки атаман» – не может делить лирическое настроение с Ленским. Такому подходу режиссер противопоставлял предельное внимание к партитуре, где композитором все изложено в музыкальной драматургии. Так, Покровский не был согласен с тем, что Хабанера Кармен обращена к Хозе – ведь тема, характеризующая их отношения, возникает чуть позже… Такое исследование партитуры режиссер называл очень увлекательным занятием. Свои творческие принципы он изложил в нескольких книгах: «Сотворение оперного спектакля», «Ступени профессии», «Беседы об опере».

В 1972 году Борис Александрович создал Московский камерный музыкальный театр. Он мог сполна проявить новаторство в том смысле, как он сам его понимал. Главным направлением деятельности этого театра стала постановка произведений, которые нечасто ставятся в России. Здесь были поставлены такие произведения, как «Эвридика» Джакопо Пери, «Дирижер оркестра» Доменико Чимарозы, «Ростовское действо», которое можно считать древнейшей русской оперой, состоялась российская премьера оперы «Похождения повесы» Игоря Стравинского.

Покровский не желал «новаторства любой ценой», но это не спасло его от конфликтов с руководством театра. В 1982 г. администрация приняла решение ставить оперы на языке оригинала, и с этим Борис Александрович согласиться не мог, он был убежден, что такое исполнение превращает оперу в искусство, адресованное узкому кругу полиглотов, а не широкой публике. В результате этих разногласий режиссер оставил Большой театр. Впрочем, в последующие годы ему все же пришлось внедрить такую практику в Камерном театре, который он возглавлял, но об уходе из Большого театра он не жалел, полагая, что театр «повели по ложному пути».

Важным направлением деятельности режиссера являлось представление публике новых опер, создаваемых композиторами-современниками. Например, в 1991 г. он поставил в своем театре оперу Мечислава Вайнберга «Идиот». Весьма значительным событием была постановка оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с идиотом», которую Борис Александрович поставил в Амстердаме в 1992 г., а год спустя – в Вене и Москве.

Режиссер работал до глубокой старости, несмотря на ухудшение зрения. Гораздо больше, чем пошатнувшееся здоровье, беспокоило его в те годы изменение отношения к искусству: «Культура затоптана, о ней мало думают», – говорил он. Свою работу он по-прежнему ощущал как особую миссию посредника между композитором и публикой, ведь если Моцарт или Чайковский «приказывает» режиссеру создавать спектакль, они и народу могут «приказать» оставаться на высоком культурном уровне.

Борис Покровский умер в 2009 году. Театр, основанный режиссером, ныне носит его имя.

 

Музыкальные Сезоны

Все права защищены. Копирование запрещено