Ruslan_i_LudmilaЗамысел оперы «Руслан и Людмила» зародился у М. И. Глинки незадолго до смерти А. С. Пушкина. Композитор вспоминал: «На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение». Можно предположить, что поэт планировал убрать пародийный тон, присущий его «ирои-комической» поэме. В этом случае можно с уверенностью сказать: то, что не успел сделать А. С. Пушкин, сделал М. И. Глинка. Он создал не ирои-комическую, а эпическую оперу.

В 1837 году, когда композитор приступил к работе над оперой «Руслан и Людмила», А. С. Пушкина уже не было в живых – и либретто создавали другие поэты: В. Широков, К. Бахтурин, Н. Кукольник, Н. Маркевич, М. Гедеонов. Были включены и отдельные фрагменты из поэмы А. С. Пушкина. В сюжет были внесены некоторые изменения. Князь, отец Людмилы – в оригинале «Владимир-солнце» – получил имя Светозар, таким образом действие из конкретной исторической эпохи переносилось в абстрактные «былинные времена». Образ возлюбленной Ратмира, едва намеченный у А. С. Пушкина, был развит – героиня получила имя Горислава. Другой персонаж – Рогдай – напротив, был исключен, и число претендентов на руку и сердце Людмилы было сведено к трем… в целом число три, столь часто присутствующее в народных сказках, имеет в опере большое значение. Наряду с тремя женихами Людмилы предстают три пары: Руслан и Людмила, которые изначально созданы друг для друга, Ратмир и Горислава, которым предстоит друг друга найти, Финн и Наина, пришедшие от любви к ненависти и противостоянию.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти