Don_GiovanniВ 1787 году В. А. Моцарт получает приглашение в Прагу. Здесь его ожидает самый теплый прием, и не только на вилле «Бертрамка», принадлежавшей его друзьям – чешскому композитору Францу Душеку и его супруге певице Йозефе Душековой. Опера «Свадьба Фигаро», поставленная в Праге вскоре после венской премьеры, пользовалась успехом поистине грандиозным: мелодии из нее пели на улицах, под них танцевали… Такая горячая любовь публики к моцартовской опере побудила импресарио Паскуале Бондини заказать композитору новое произведение для Сословного театра в Праге. При этом импресарио не навязывал В. А. Моцарту никакого сюжета, предоставив выбор ему самому.

Создание либретто композитор вновь поручает Лоренцо да Понте. Именно он обратил внимание композитора на пьесу Антонио де Саморы «Дон-Жуан», и В. А. Моцарта увлек этот сюжет, который можно назвать «вечным». С тех пор, как испанский драматург «Золотого века» Тирсо де Молина создал на основе народной легенды пьесу «Севильский озорник», история дерзкого соблазнителя, осмелившегося бросить вызов потусторонним силам, привлекала внимание многих творцов. Наряду с уже упоминавшейся пьесой А. Саморы существовали, в частности, одноименная комедия Ж. -Б. Мольера и балет К. В. Глюка. Об опере и говорить не приходится – в то время, как В. А. Моцарт создавал своего «Дон-Жуана», в итальянских оперных театрах шло несколько произведений, повествующих о севильском обольстителе.

Опера «Дон-Жуан» – как и некоторые иные произведения В. А. Моцарта – окружена легендами. Рассказывают, например, что добрым советчиком для либреттиста и композитора стал реальный «Дон-Жуан» того времени – Джакомо Казанова, с которым Л. да Понте и В. А. Моцарт якобы встретились в Праге, что Лоренцо да Понте во время работы над либретто был одержим отнюдь не отеческими чувствами к 16-летней дочери служанки (было ли это собственным свойством его натуры – или герой оказывал влияние на автора?)… Само возникновение таких легенд свидетельствует о том, что опера была не вполне обычной – особенно в глазах современников. Автор определил ее жанр как «drama giocosa» – «веселая драма», намекая на сочетание двух начал в ее жанровой природе. Этот сплав трагического и серьезного, намеки на который проявляются и в более ранних операх В. А. Моцарта (например, «Мнимой садовнице»), здесь расцветает пышным цветом.

Персонажей оперы «Дон-Жуан» можно условно подразделить на две категории. Донна Анна, ее жених Дон Оттавио, несчастная Эльвира, брошенная Дон-Жуаном и любящая его, несмотря ни на что, словно пришли из глюковских опер – это благородные герои, носители возвышенных идей. Лепорелло – слуга Дон-Жуана, крестьянин Мазетто и его невеста Церлина – типичные персонажи оперы-буффа. Самым же загадочным остается заглавный герой – в образе Дон-Жуана присутствуют и комеческие черты (особенно в ариях), и трагические. Трагедийное и комедийное сочетаются в опере с самого начала: начинаясь как веселая комедия положений, первая картина заканчивается клятвой Донны Анны отомстить убийце отца. В последней же картине, в самой трагической ее сцене – столкновении Дон-Жуана со статуей Командора – Лепорелло, забившись под стол, дает своему господину «житейски-трезвые» советы…

С оперой-буффа оперу «Дон-Жуан» роднит и преобладание низких мужских голосов, и жанровый характер некоторых арий, но композиция строится по иным принципам: многие номера, казалось бы, не имеющие решающего значения для развития действия, несут колоссальную психологическую нагрузку

Двойственность проявляется и в трактовке образа Дон-Жуана: он обладает исключительным обаянием в своей влюбленности в жизнь, «опьянении» ее радостями, а в финале еще и несгибаемой волей и мужеством – но нельзя забыть ни о разбитой жизни Эльвиры, ни об убийстве Командора… здесь можно усмотреть предвосхищение романтического героя с его трагической виной и обреченностью… На такой лад настраивает уже увертюра – она начинается с мрачного медленного вступления (впоследствии эта тема будет сопровождать появление Каменного гостя), которому контрастирует блестящее, жизнерадостное аллегро. Поистине, написать такую увертюру можно было только тогда, когда работе над оперой в целом уже подведен итог – В. А. Моцарт сделал это в ночь перед спектаклем, на премьере оркестранты играли ее с листа.

Премьера оперы «Дон-Жуан» состоялась в Сословном театре в Праге в октябре 1787 года. Первоначальная редакция несколько отличалась от того варианта, в котором опера исполнялась впоследствии – не было заключительного ансамбля, опера заканчивалась гибелью главного героя. Нет единого мнения относительно причин такого изменения: может быть финал был написан позже, а может, его пришлось снять по той причине, что партии Мазетто и Командора исполнял один певец, и он не успел бы поменять костюм.

Реакцию пражской публики сам В. А. Моцарт охарактеризовал как «самый громкий успех». В противоположность этому, венская постановка потерпела провал. Среди хулителей оперы был и император Иосиф II, заявивший: «Этот кусок не по зубам моим венцам». «Дадим им время прожевать», – ответил композитор. Огорченный реакцией публики В. А. Моцарт говорил, что опера написана не для венцев, а для пражан и для его друзей… Но не только друзья композитора оценили «Дон-Жуана» по достоинству: это произведение, справедливо считающееся вершиной оперного творчества В. А. Моцарта, не сходит со сцены и по сей день.

 

Музыкальные сезоны