(1863-1938)

Константин Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский вошел в историю как реформатор театра, создатель системы актерской техники, нацеленной на творческое создание образа и перевоплощение.

Константин Алексеев (такова была настоящая фамилия режиссера) появился на свет в Москве в 1863 году в семье промышленника, состоявшего в родстве с Саввой Мамонтовым. В богатом купеческом семействе на образовании детей не экономили, но из гимназии при Лазаревском институте Константин, по его признанию, «ничего не вынес», а об учебе в Лазаревском институте он в автобиографии даже не упоминает – настолько мало она значила для него. Гораздо более значимым в отношении духовного становления стало регулярное посещение Малого театра.

По семейной традиции, после завершения учебы молодой человек работал в отцовской фирме. Но не только деловыми интересами жила семья Алексеевых: мать будущего режиссера была дочерью известной в свое время французской актрисы, и театром в семье увлекались. И в городском доме, и в загородном имении были залы, оборудованные для спектаклей. Увлекался театром и Константин – посещал спектакли, частным образом обучался вокалу и пластике, играл в любительских спектаклях кружка, названного «Алексеевским». Выступал он и в любительских спектаклях в доме Казаркина, где первой его ролью был Подколёсин в «Женитьбе».

Играл Константин и в другой гоголевской пьесе – «Игроки». Поставил этот спектакль Федотов, супруг одной из его любимых актрис – Гликерии Федотовой. Вместе с Федотовым и некоторыми другими театральными деятелями они создали Московское общество искусства и литературы. За десять лет работы в нем Константин Сергеевич стал весьма известным актером, его нередко сравнивали с профессиональными артистами – причем в его пользу. Играл он под псевдонимом Станиславский и одновременно проявлял себя как режиссер. Он приходит к пониманию, что задача режиссера не должна сводиться к распределению ролей и контролю за правильным произнесением текста, а актеры должны играть в соответствии с режиссерской концепцией. Станиславский стремится заменить сценические штампы «искусством переживания».

Его работа в этом качестве, его новаторство привлекает пристальное внимание другого театрального деятеля той эпохи – Владимира Немировича-Данченко. Станиславский и Немирович-Данченко встретились в 1897 г. В их беседе, которой суждено было стать поистине исторической, обсуждалось создание нового театра. В следующем году они создали Московский художественный театр, целью которого становится реформа, затрагивающая практически все стороны театрального искусства: актерскую игру, режиссуру, сценографию. В первом десятилетии ХХ в. сложилась совокупность форм работы, названная системой Станиславского. Главная идея ее заключалась в том, что в репетиционном процессе актер испытывает эмоции – отличающиеся от обыденных, но все же подлинные, при этом возникают формы их проявления, которые воспроизводятся на спектакле, когда подлинных эмоций уже нет.

Режиссерская деятельность Станиславского не ограничивалась драматическим театром. В 1918 году он основал при Большом театре Оперную студию, которая впоследствии существовала самостоятельно как Оперный театр К.С.Станиславского. Первым спектаклем студии стал «Евгений Онегин».

В работе над оперными спектаклями Станиславский стремился к полному слиянию музыкального решения с драматическим действом. От каждого исполнителя он требовал быть живым человеком, а не «оперным баритоном, который рвет страсть в клочья, а ему не веришь». Оперные исполнители были для него не просто певцами, а «поющими актерами», которые действуют в соответствии с закономерностями, общими для драмы и оперы.

Режиссер утверждал, что оперу ставить намного проще, чем драму – ведь опера сама по себе представляет ту «партитуру чувств», которую в драме приходится создавать. Это может показаться преувеличением, особенно если учесть, что в опере Станиславский добивался той же правды переживаний, что и в драме. Например, в реальности человек никогда не пребывает постоянно в одном настроении – и в опере тоже Григорий Грязной может искренне веселиться во время пирушки, забыв на время о своей любовной драме. Иной раз приходилось бороться с погрешностями, казалось бы, незначительными, но способными изрядно испортить впечатление: «Вместо того, чтобы выделять главные звуки голосом, она припечатывает их подбородком», – читаем мы в заметках режиссера об одной певице. Станиславский, как никто другой, знал, что в создании спектакля мелочей не бывает. Очень важной задачей считал он сохранение «природного тембра» певца, его индивидуального вокального облика – только тогда возможно полное слияние голоса с драматическим образом.

После 1928 года из-за ухудшения здоровья Станиславский прекращает актерскую и режиссерскую деятельность. Он работает над книгами, в которых описывает свою систему. Режиссер умер в 1938 году. Три года спустя созданный им оперный театр был объединен с театром Немировича-Данченко.

 

Музыкальные Сезоны