Kamennyi_gostТворчество А. С. Пушкина А. С. Даргомыжский ценил всегда, а маленькая трагедия «Каменный гость» привлекла его внимание в качестве возможной основы оперы в 1863 году, но поначалу композитор, по его собственным словам, «отшатнулся перед колоссальностью этой работы». И все же А. С. Даргомыжский впоследствии вернулся к этому замыслу – поистине беспрецедентному в оперном искусстве. Взять за основу оперы то или иное литературное произведение – обычная практика в композиторском творчестве, но обычно первоисточник подвергается переработке, даже если речь не идет об изменении сюжета и характеров: даже драматическое произведение, написанное в стихах, для оперной сцены необходимо адаптировать. А. С. Даргомыжский же задался целью написать оперу на полный текст трагедии А. С. Пушкина, не изменив ни одной строчки.

Задуманный «эксперимент» казался настолько рискованным даже самому А. С. Даргомыжскому, что он поначалу не был уверен, что оперу «Каменный гость» действительно удастся написать и поставить на сцене – он смотрел на свою работу над нею как на своеобразный «испытательный полигон», на котором он мог отработать новый для оперы метод. «Забавляюсь над «Дон-Жуаном» Пушкина», – так охарактеризовал он свою работу над «Каменным гостем». Между тем, молодые композиторы балакиревского кружка – Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, Ц. Кюи, критик В. Стасов – которым А. С. Даргомыжский охотно рассказывал, как продвигается сочинение, с самого начала восприняли его идею абсолютно всерьез и с большим интересом. Они увлеченно обсуждали готовые фрагменты, которые А. С. Даргомыжский им демонстрировал. Своим одобрением и интересом они, несомненно, оказывали моральную поддержку композитору – а он в этом очень нуждался: ведь работать над оперой А. С. Даргомыжскому было не так-то легко из-за проблем со здоровьем.

Новаторство оперы «Каменный гость» – этого «экспериментального» произведения А. С. Даргомыжского – заключалась не только в создании оперы на полный текст литературного первоисточника (композитор лишь опустил несколько строк и заменил имя героя – Дон-Гуан – да более традиционную транскрипцию: Дон-Жуан). Композитор здесь отказывается от номерной структуры в пользу «живых», развивающихся диалогов и монологов. Такое преодоление номерной структуры можно сопоставить с вагнеровскими операми, но если у Вагнера главную роль играет оркестр, развивающий лейтмотивы, то в центре внимания А. С. Даргомыжского оказываются вокальные партии. Строятся они на мелодизированном речитативе, в некоторых моментах переходящем в ариозные эпизоды (но назвать их номерами в традиционном смысле нельзя). В произведении присутствуют лишь два закругленных номера – там, где это соответствует сценической ситуации: Лаура поет для гостей. Здесь А. С. Даргомыжскому пришлось в некоторой степени отступить от своего первоначального намерения положить трагедию на музыку в первозданном виде, но он не сократил пушкинский текст, а наоборот – вставил стихи, отсутствующие в оригинале (это было необходимо потому, что в «Каменном госте» А. С. Пушкина песен Лауры нет – только краткая ремарка: «Поет»). Так в опере появились два номера в характерном испанском духе: серенада «Я здесь, Инезилья» и романс в ритме хоты «Оделась туманом Гренада».

Подобный подход к оперном жанру находится в русле известного творческого кредо А. С. Даргомыжского: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово». Мелодизированный речитатив оперы «Каменный гость» близок поздним романсам А. С. Даргомыжского: то же внимание к психологической достоверности музыкальной речи, которая отличается и от кантилены, и от «сухого» речитатива. Музыкально-речевые характеристики и обрисовывают характер каждого персонажа, и выражают его душевное состояние в конкретный момент действия. Присутствуют в опере и лейтмотивы – хоральная тема характеризует Монаха, есть лейтмотивы у Донны Анны, статуи Командора – но не у Дон-Жуана. Отсутствие лейтмотива у главного героя свидетельствует о том, что этот прием оперной драматургии ведущей роли в произведении не играет.

А. С. Даргомыжский скончался в январе 1869 года, так и не успев завершить оперу «Каменный гость». По его эскизам в клавире Ц. Кюи закончил первую картину. Н. А. Римский-Корсаков оркестровал оперу и написал к ней интродукцию. Первое исполнение этого произведения состоялось в феврале 1872 года под управлением Э. Направника. Несмотря на хорошее исполнение, публика не смогла оценить ее в полной мере – слишком уж новаторским, непривычным оказался стиль этой камерной оперы. «Не помню, сколько было представлений «Каменного гостя», во всяком случае, не много, и вскоре опера замерла — и надолго», – писал Н. А. Римский-Корсаков. Но традиции, заложенные А. С. Даргомыжским, получили развитие в «Моцарте и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова и «Скупом рыцаре» С. В. Рахманинова.

 

 

Музыкальные сезоны