(1873-1943)
Сергей Васильевич Рахманинов… композитор, чье имя стало поистине «ликом эпохи» – такой же многоплановой, как его творчество. Явившись на свет 1 апреля 1873 года, композитор прожил долгую жизнь. Он застал множество событий, резко изменявших ход истории – и две русские революции, и две мировые войны.
Происходивший из дворянской семьи, ведущей свой род от внука Молдавского господаря Стефана Великого, Сергей Васильевич Рахманинов не мог принять новой, революционной России. Он покинул Родину в 1918 году – и не вернулся до самой смерти в марте 1943. И все же, хоть половина жизни и прошла за границей, он всегда оставался русским композитором – по музыкальному языку, по духу. Не случайно за эмиграцией последовал творческий кризис, длившийся до 1926 года.
В отличие от Михаила Ивановича Глинки или Николая Андреевича Римского-Корсакова, у Сергея Васильевича Рахманинова мы не встретим мелодий, напоминающих русские народные песни. И все же национальная природа ощущается в них очень явственно – в широком дыхании, в бесконечности мелодий, напоминающих не только о народной песне, но и о знаменном распеве. Яркий пример таких мелодий – основные темы Второго и Третьего концертов для фортепиано с оркестром).
Русская природа музыки Сергея Васильевича Рахманинова как бы спрятана глубоко и открывается лишь внимательному, разумному взгляду – как и чувство. Страсть в его произведениях – это не яркая страсть юности, а «тёмное пламя», сжигающее душу зрелого, многое пережившего человека. Примечательно, что таким композитор был всегда – слушая его «Алеко», трудно поверить, что эту оперу написал 19-летний юноша. Таковы и его романсы, которые кому-то могут даже показаться холодными – «Здесь хорошо», «Сирень», «Не пой, красавица при мне», «Островок». Таким он был и за дирижерским пультом, и за роялем – этот виртуоз, игравший с каменным лицом. Поистине аристократической благородство чувств всегда было его отличительной чертой.
Музыка Сергея Васильевича Рахманинова – поистине идеальный портрет эпохи: жесткие, токкатные ритмы – и стремление «перехлестнуть» их, вырваться за их пределы в бесконечности мелодий, тревоги века – и неудержимая, всепобеждающая стихия весны, в которую хочется верить вопреки всему. Наверное, не случайно композитор явился на свет весной.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев