(1871-1924)
Александр Горский по праву считается одним из тех балетмейстеров, которые стали реформаторами балета. Он привнес в балет законы драмы и ощущение полной достоверности происходящего – даже там, где речь шла о сказочных сюжетах.
Сын торгового служащего, родившийся Стрельне под Санкт-Петербургом в 1871 году, Александр Горский получил образование в Санкт-Петербургском Императорском театральном училище. Свою сценическую карьеру он начал в 1889 году как артист кордебалета, а через 11 лет стал первым танцовщиком. Он одинаково успешно проявлял себя и в классическом танце, и в танцах народно-характерных, и в пантомиме – впрочем, разносторонняя одаренность Горского не ограничивалась балетом: он прекрасно рисовал, дирижировал оркестром. Большой интерес вызвала у него система записи танцевальных движений, созданная В. Степановым – он даже написал учебное пособие по этой системе. Особенно она пригодилась, когда Горский начал преподавать в 1896 году теорию танца в балетной школе.
В 1898 году Горский ставит в Москве балет «Спящая красавица». Московская художественная жизнь поразила его своей новизной – в противоположность Санкт-Петербургу, сохраняющему старые традиции. После успеха «Спящей красавицы» последовала новая постановка в Большом театре – «Раймонда» Александра Глазунова. После этого балетмейстеру предложили возглавлять московский балет – и он с радостью согласился.
Первой его работой в новом качестве стала постановка балета «Дон-Кихот». Здесь уже проявилась новаторство Горскиого – новая трактовка кордебалета: асимметричное движение, в котором каждому из артистов дается свой особый танец – и это создает впечатление живой толпы, точнее – народа. Критика громила такого «Дон-Кихота», поставленного в 1900 году – но публика приняла с восторгом.
Такими же были реакции и на постановку «Лебединого озера». Горский не просто перенес на московскую сцену петербургскую редакцию Мариуса Петипа и Льва Иванова, первый акт был значительно переработан. Обратился он и к жанру «белого балета», поставив «Вальс-фантазию» Михаила Ивановича Глинки.
В 1901 году Горский берется за балетное воплощение романа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери». Балет «Эсмеральда» на музыку Цезаря Пуни со счастливой развязкой его не удовлетворял – музыку для его спектакля под названием «Дочь Гудулы» пишет композитор А. Симон. Жанр спектакля Горский определил как «мимодрама с танцами». Эта новая форма балета, созданная им, предполагала максимальную передачу исторических и национальных особенностей, обилие народных и жанровых сцен, а также усиление роли пантомимы, которая могла даже теснить танец. Следующей совместной работой Горского и А. Симона стала «Сказка о рыбаке и рыбке», но этот балет успеха не имел.
В дальнейшем Горский «экспериментирует» с балетами Мариуса Петипа: сначала «Баядерка», затем – «Дочь фараона». В последнем произведении он использовал позы, которые заимствовал с древнеегипетских фресок и барельефов. Мариус Петипа был недоволен «новатором и декадентом», переделывающим его балеты – но московская публика была в восторге.
В балете «Нур и Анитра», поставленном Александром Горским в конце 1907 года, присутствуют черты модного в то время течения – символизма: эротичность, идея губительной силы искусства. Одной из лучших его работ стал балет «Саламбо» по одноименному роману Гюстава Флобера, поставленный в 1909 году.
Новаторство Горского касалось не только балета как такового – он первым оценил ту роль, которую может сыграть в балете фотография. Его методическое пособие по танцу было проиллюстрировано снимками, которые он сам делал в процессе преподавательской работы, а альбом «Хореографические фотоэтюды», созданный в 1907-1909 гг., ценен не только как документ эпохи, но и как произведение искусства.
В 1912 году Александр Горский поставил балет «Корсар», который предстал в его трактовке как историческая драма, развивающая направление, начатое «Дочерью Гудулы». Декорации и костюмы для этого спектакля создавал Константин Коровин. Четырьмя годами позже балетмейстер впервые использует для балетной постановки симфоническую музыку – Пятую симфонию Александр Глазунова.
После Октябрьской революции для Горского наступают нелегкие времена: с точки зрения нового руководства он представляет собой искусство «старого строя», другим же он – напротив – кажется ниспровергателем традиций. Поэтому он все больше работает за пределами Большого театра – в частных труппах, в театре сада «Аквариум». Он создает балет «En blanc» на музыку Третьей сюиты Петра Ильича Чайковского.
В 1919 году в Большой театр приходит Владимир Немирович-Данченко – и в сотрудничестве с ним Александр Горский возвращается к «Лебединому озеру». В балет были внесены значительные изменения: финалу I акта была придана характерность, в III акте вальс невест поручен солистам, а не кордебалету, изменены были характерные танцы. Переработке подвергся и II акт – в русле все того же стремления к достоверности драматического действия.
Не всегда искания Горского оказывались удачными – например, в балете «Жизель» усиление роли пантомимы, призванной передавать драматизм, привело к утрате возвышенности и романтичности. Но в целом общее направление его реформы приводило к усилению психологического начала балета, к достоверной передаче чувств героев.
Последней постановкой Александра Горского стал балет «Грот Венеры» на музыку Рихарда Вагнера из оперы «Тангейзер». В октябре 1924 года балетмейстер скончался.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев