(1813-1883)

 

ВагнерЗнаменитый немецкий композитор, дирижер, теоретик искусства, автор таких оперных шедевров, как «Летучий голландец», «Тангейзер», «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Парсифаль» и даже целой оперной тетралогии, четырёх опер «Кольцо нибелунга», Вагнер был крупнейшим оперным реформатором, причём свои воззрения философски обосновывал в статьях, книгах и мемуарах. К числу его разносторонних дарований относится и литературное — так, он был автором либретто почти всех своих опер.

Вагнера можно смело назвать «музыкальным революционером». Стремясь к идеалу полного сближения искусства и жизненной правды, к освобождению от рутины и пошлости, в своих поисках он нашёл и утвердил много совершенно нового. Например, в зрелых операх у него отсутствует номерная структура и всё подчинено единому непрерывному развитию. Акцент при этом перенесён с внешнего действия на то, что происходит во внутренней жизни героев, из-за чего очень возрастает роль оркестра, который, подобно хору древнегреческой трагедии, досказывает недосказанное. Для этого существует целый «подводный мир» лейтмотивов (мелодий, связанных с отдельным персонажем). А оркестр у Вагнера обогащён новыми красками и возможностями. В стремлении к «бесконечной мелодии» композитор находит и совершенно новые гармонические и тональные приёмы. Неудивительно, что Вагнер оказал огромное влияние на современную ему и последующую музыку.

Яростные споры вокруг его имени не утихают до сих пор. Их ведут между собой энергичные противники и восторженные поклонники. Некоторые взгляды и стороны этой незаурядной личности подвергались справедливой критике, но его творчество, поражающее смелостью и грандиозностью замыслов (тетралогия идет 18 часов!), красотой и гениальными музыкальными находками, и по сей день увлекает слушателей к высотам идеализма.

Будучи столь значительной творческой личностью, этот человек на своём веку претерпел много испытаний и невзгод, прошёл через лишения, пережил взлёты и падения — но неизменно оставался верен своему предназначению, силой воли и характера побеждая все препятствия на пути осуществления своих идей.

Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге в семье полицейского чиновника. Отец скоро умер, мать снова вышла замуж (отчимом Вагнера стал актёр Л. Гейер), и новая семья переселилась в Дрезден. Там Вагнер посещал школу и уроки фортепиано, и там же проявились его художественные склонности и увлечение оперным театром.

Вернувшись в Лейпциг, в 1831 году он поступил в гимназию и одновременно стал брать уроки контрапункта и гармонии у Т. Вейнлинга, кантора школы св. Фомы (именно это место занимал в свое время гениальный И. С. Бах). Творческие опыты молодого композитора имели успех: его симфония была дважды исполнена. Вышли в свет первые статьи. Вагнер получил место хормейстера в Вюрцбурге, затем служил музыкальным руководителем оперной труппы в Марбурге, где была поставлена его опера «Запрет любви».

Вдвоём с молодой женой, актрисой Минной Планер, они переехали на несколько лет в Кенигсберг и Ригу. Там Вагнер проявил себя выдающимся дирижером. Надо обязательно отметить, что именно Вагнер был первым, кто отвернулся от публики и встал лицом к оркестру. И две руки дирижёра с тех самых пор начинают выполнять разные функции. К сожалению, из-за преследования кредиторов супруги вынуждены были бежать в Лондон, а оттуда переселиться в Париж.

В Париже композитор окунулся в водоворот культурной жизни. Он подружился с Дж. Мейербером (оказавшим ему поддержку), Г. Гейне, Ф.  Галеви, Г. Берлиозом, там началась его многолетняя дружба с Ф. Листом. Но Париж не дал ему творческого удовлетворения.

В 1842 году в Дрездене были поставлены «Риенци» и «Летучий голландец». Вагнер был назначен вторым дирижёром придворного театра.

Время было очень неспокойное. Как и многие, Вагнер увлёкся революционными идеями. Он принимал активное участие в Дрезденском восстании 1848 года, после чего был объявлен государственным преступником и вынужден был бежать. 13 лет Вагнер не имел права вернуться на родину. Годы изгнания он провел в Швейцарии, в Цюрихе. Но его музыка продолжала жить: за это время Ф. Лист поставил в Веймаре оперу «Лоэнгрин». Мучительный роман с супругой своего покровителя, Матильдой Везендонк, Вагнер честно описал затем в своих мемуарах «Моя жизнь», а отголоски его потом нашли свое выражение в «Тристане и Изольде»…

В 1863 году Вагнер посетил Москву и Петербург в качестве дирижёра, исполняя сочинения любимого Л. ван Бетховена и увертюры из своих опер.

После амнистии Вагнер поселился в Мюнхене — молодой король Людвиг Баварский, романтически настроенный человек, оказал ему большую финансовую поддержку. Несмотря на то что из Мюнхена Вагнеру пришлось уехать (во многом из-за зависти и недовольства приближённых к королю), в жизни композитора начался спокойный период. Он поселился снова в Швейцарии, с новой женой Козимой (дочерью Ф. Листа), боготворившей его и родившей ему нескольких детей. (Первая жена к тому времени умерла). На вилле Трибшен на берегу живописного озера, в кругу семьи он был счастлив и мог предаться творчеству с головой. Несмотря на скандальный провал в Париже «Тангейзера», композитор переживал расцвет. В Мюнхене были поставлены одна за другой самая оптимистичная его опера «Нюрнбергские Мейстерзингеры» и две первые части тетралогии: «Золото Рейна» и «Валькирия».

В 1872 году произошла торжественная закладка будущего оперного театра в Байройте. Вагнер принимал активнейшее участие в строительстве — собственно, весь план и идеи нового сооружения были продуманы им самим. Для этого семья переселилась поближе и стала жить на личной вилле Ванфрид. Пышное открытие Фестшпильхауса в 1876 году стало  триумфом его мечты. Уже ничто не могло остановить его творческие планы, даже последовавшие очередные финансовые проблемы, приведшие ко временному закрытию нового театра. В 1882 году опера «Парсифаль», исполненная под управлением автора, возродила театр.

Композитор был полон новых планов, но внезапная смерть от сердечного приступа, настигшая его в Венеции, остановила часы его жизни. Тело Вагнера было привезено в Байройт и похоронено на вилле Ванфрид, месте паломничества поклонников его великой музыки.