Л.Минкус. Балет «Баядерка»Балет «Баядерка», созданный М.Петипа в 1877 г., имеет весьма долгую предысторию. Само слово «баядерка» обозначает индийскую храмовую танцовщицу, которая исполняет ритуальные танцы – как правило, такими танцовщицами становились нежеланные дочери, которых родители отдавали в храмы… Точнее в самой Индии таких девушек именовали «девадаси» – «божьи рабыни», но в Европе за ними утвердилось название «баядерки» – от португальского слова «bailadeira» (танцовщица). Именно так – «Баядерос» – именовалась танцевальная труппа из Индии, прибывшая в 1839 году на гастроли в Париж.

В составе этой труппы выступала танцовщица Амани – она имела такой успех, что осталась в Европе. Среди пленившихся ее искусством был и писатель Т.Готье – о ней не раз упоминается в его произведениях… Судьба индийской танцовщицы была печально: не вынеся тоски по родной Индии и не имея возможности туда возвратиться, Амани через несколько лет лишила себя жизни. Потрясенный этим событием, в память об Амани Т.Готье написал либретто для балета по мотивам поэмы индийского поэта Калидасы, жившего в I в. (под другим источникам – в VI в.) «Сакунтала, или узнанная по кольцу». Так родился балет «Шакунтала». Музыку к нему создал Э.Рейер, а поставил его Петипа… нет, не Мариус – то был старший брат его Люсьен. Балет, представленный впервые в 1858 г. в Париже, имел успех, публику заинтересовала столь экзотическая тема – судьба индийской храмовой танцовщицы.

Эта тема казалась весьма актуальной по прошествии двадцати лет в России –

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти