(р. 1942)

Выдающаяся отечественная оперная певица Маквала КасрашвилиВ 2017 г. отметила свое 75-летие выдающаяся отечественная оперная певица Маквала Касрашвили. Но в 2016 г. Маквала Филимоновна отметила не менее значимый юбилей – 50-летие со дня начала работы в Большом театре.

Детство будущей артистки пришлось на тяжелые военные и послевоенные годы, положение усугублялось тем, что мать растила Маквалу и ее брата одна, без отца. Семья не имела отношения к искусству, но мать прекрасно пела, девочка услышала от нее немало грузинских песен. Но этим музыкальные впечатления детства не ограничивались: Маквала с удовольствием слушала по радио оперных певцов, по слуху запоминала арии и пела их, не понимая ни слова. В мечтах она видела себя оперной певицей. В двенадцатилетнем возрасте после успешного выступления на концерте самодеятельности в пионерском лагере девочка заявила матери, что желает учиться пению.

С четырнадцати лет Маквала обучалась на вокальном отделении музыкального училища родного города Кутаиси. Казалось, что девушке с поставленным от природы голосом все дается легко, но эта обманчивая легкость ее подвела: неумелое подражание оперным певцам испортило голос, и Маквала не смогла поступить в Тбилисскую консерваторию. С большим трудом ее приняли на подготовительный курс. Ее наставницей стала знаменитая артистка Большого театра Вера Давыдова, преподававшая в то время в Тбилиси, которая не сразу согласилась взять «безголосую» ученицу.

В учении Маквала была очень усердна – ловила каждое слово педагога, присутствовала на занятиях Давыдовой с другими студентами и по-прежнему подражала знаменитым певцам, в частности, Ренате Тебальди. Однажды при исполнении арии из «Мадам Баттерфляй» – «с голоса» великой итальянской певицы – наставница с удивлением констатировала: студентка, которая казалась ей безнадежной, «запела». С этого времени Маквале Касрашвили сопутствовал успех. О студенческом спектакле «Орфей и Эвридика» с ее участием писало такое авторитетное издание, как «Советская музыка», молодая певица победила на Закавказском конкурсе музыкантов-исполнителей. Маквала рассчитывала стать артисткой Тбилисского оперного театра, но за полгода до завершения учебы в дело вмешался счастливый случай: Вера Давыдова пригласила на студенческий концерт своих коллег из Большого театра, прибывших в Тбилиси – и Касрашвили получила приглашение на прослушивание в главный театр страны. Исполнив на прослушивании монолог Чио-чио-сан и арию Тоски, она в страшном волнении ожидала решения своей судьбы – и через час ей сообщили, что она принята.

Первыми партиями Касрашвили стали Прилепа в «Пиковой даме» и Микаэла в «Кармен» (Владимир Атлантов считал ее одной из лучших исполнительниц этой партии, особенно удавалась ей сцена в горах). Исполнение третьей партии – Графини в «Свадьбе Фигаро» – высоко оценила Галина Вишневская, отметив не только ровный во всех регистрах голос, но и высокую степень профессионализма. В Большом театре певица исполнила более трех десятков партий, среди которых и русская оперная классика (Ольга в «Псковитянке», Донна Анна в «Каменном госте», Феврония, Татьяна, Иоланта), и зарубежные оперы (Маргарита в «Фаусте», Аида, Дездемона), и музыка ХХ столетия (Любка в «Семене Котко», Наташа Ростова). Касрашвили была первой исполнительницей роли Тамар в «Похищении луны» Тактакишвили. Особенно много партий подготовила она в сотрудничестве с Борисом Покровским, который, по словам певицы, ее «воспитал как актрису».

Успех сопутствовал артистке не только в родной стране. Ее первым зарубежным триумфом стало выступление в «Метрополитен-опера» в роли Татьяны в 1975 г., когда Большой театр гастролировал в США. Касрашвили пела во втором спектакле, а рецензии, как правило, пишутся на первый, но в данном случае было сделано исключение – столь сильным оказалось впечатление, произведенное певицей. Спустя четыре года,  по приглашению дирекции театра артистка вновь пела Татьяну в Нью-Йорке. Ее приглашают и на следующий сезон, и она становится одной из последних советских артистов, выступивших в США: в дело вмешалась политика – началась война в Афганистане… Певице предлагали остаться в США, но она не представляла себе жизни без Большого театра. По возвращении в СССР она поняла, что о гастролях в США придется забыть, но потом были выступления в других странах. В Лондоне Касрашвили пела Донну Анну в «Дон-Жуане» и Виттелию в «Милосердии Тита», в Мюнхене – Дездемону, в Вероне и Вене – Аиду, в Варшаве – Тоску.

Концертный репертуар певицы не менее широк, чем оперный. В него входят творения Чайковского, Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича. Она принимала участие в исполнении «Военного реквиема» Бриттена, Симфонии № 14 Шостаковича, вердиевского Реквиема. Примечательно, что все романсы Чайковского Касрашвили исполняет в оригинальных тональностях – ее уникальный диапазон, простирающийся от нижнего соль до верхнего ре, позволяет это делать.

В 2002-2014 гг. Маквала Касрашвили занимала пост управляющего творческими коллективами оперной труппы Большого театра, а с 2014 г. является помощником музыкального руководителя.

 

Все права защищены. Копирование запрещено