(1889-1972)
Вера Каралли родилась в 1889 году в Москве в семье обрусевших греков. Ее отец был режиссером, мать – актрисой. Она училась в московском театральном училище, но обучение приходилось прерывать из-за проблем с позвоночником. Но упорство и целеустремленность девочки помогли преодолеть недуг, и она вернулась в училище на отделение хореографии. После окончания училища (ее педагогом был Александр Горский) Веру приняли в театр сначала на должность корифейки. Но очень быстро она стала второй солисткой, а вскоре и первой. В то время в Москве не хватало балерин на главные партии, и Каралли поручали ведущие партии репертуара театра, в том числе Одетту-Одиллию. К тому же балетмейстер Горский был так очарован красотой юной балерины, что даже хотел на ней жениться.
Технически она не была хорошо подготовлена, в то время московская школа не уделяла особого внимания технической стороне танца в отличие от петербургской школы, ведь балерины Мариинского театра ездили в Италию учиться у известных педагогов. Горский упростил партию Одетты-Одиллии специально под технические возможности Каралли.
И все-таки зрители ее полюбили. Она была не самой техничной, но зато какая пластика, грация, изящество и обаяние. Критика принимала ее довольно прохладно, писали, что благодаря ее партнеру, технические несовершенства не так бросаются в глаза. Она танцевала партии в таких балетах как «Жизель», «Дон Кихот», «Баядерка», «Тщетная предосторожность», «Раймонда». Увидев ее в театре, сам Леонид Собинов, великий русский тенор, был покорен балериной. У них был бурный роман, даже на гастроли Собинов брал Каралли с собой. Но супругами они так и не стали. Их расставание было очень драматичным, во время дягилевских сезонов в Париже их чувства охладели, они не смогли простить друг другу обиды и в конечном счете расстались.
Она была одаренной артисткой, и, говорят, даже могла составить конкуренцию самой Анне Павловой в знаменитом танце «Умирающий лебедь» (хореограф Михаил Фокин). Этот концертный номер был несложен технически, а лишь требовал выразительности танца. Некоторые критики даже предпочитали видеть в этой миниатюре именно Каралли. Но в дягилевской труппе, когда начались русские сезоны в Париже, она надолго не задержалась. Несмотря на то, что балерина хорошо исполнила ведущую партию в балете «Павильон Армиды» в 1909 году, эту партию вскоре отдали Анне Павловой. В итоге Вера Алексеевна вернулась в Россию.
Но ее творческая натура нашла другой способ самовыражения. В те годы как раз зарождался кинематограф, и Каралли решила попробовать свои силы в этом новом виде искусства. Она приобрела связи в кругах режиссеров и художников, и стала сниматься в кино. К 1915 году она стала одной из первых звезд русского кинематографа, работала с известными актерами и режиссерами, такими как Чардынин, Бауэр. Вера Каралли стала очень успешной актрисой, снялась в нескольких десятках фильмов. Самым известным из них стал «Умирающий лебедь» режиссера Бауэра.
Тогда же ею заинтересовался племянник Николая II, великий князь Дмитрий Павлович, начавший ей покровительствовать. Ему всегда нравились успешные, творческие женщины. В свое время Дмитрий Павлович собирался жениться на великой княжне Ольге, дочери Николая II, но ему помешал фаворит царской семьи Григорий Распутин. И Дмитрий Павлович принял решение участвовать в заговоре против Распутина. Есть мнение, что Каралли была замешана в этот заговор и присутствовала на месте убийства, так как незадолго до этого события ее видели в городе. К тому же, все знали, чья она любовница, что позволило думать, что она была помощницей заговорщиков. Несмотря на отсутствие доказательств ее причастности к убийству Распутина, больше ей не позволили танцевать на театральных сценах и играть в кино. Скорее всего, это был запрет на государственном уровне.
После революции 1917 года Вера Алексеевна эмигрировала. Она смогла продолжить балетную карьеру, работала в труппе Дягилева и в разных театрах Европы и Америки. Потом переехала в Литву, там занималась преподаванием, создавала балетные студии и руководила ими.
В эмиграции воссоединение Веры с князем Дмитрием Павловичем так и не состоялось. Они больше не смогли быть вместе. Его мучило сознание своей вины, он был соучастником в убийстве Распутина и очень раскаивался в этом. Ей оставалось только издалека наблюдать, как он живет, пытается построить карьеру, женится. Умер он вдали от нее, в 1942 году.
В 30-х годах Каралли работала в Румынии, Франции, Австрии. Ближе к концу жизни обосновалась в Вене. Она очень хотела вернуться в Россию, но, к сожалению, ей не довелось больше побывать на родине. В 1972 году Вера Каралли ушла из жизни.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев