(1880-1942)
Может ли сын реализовать неудавшуюся мечту матери? Может показаться, что это не лучший способ определять судьбу детей – но судьба Михаила Фокина наглядно показывает, что это возможно.
Михаил Фокин родился в Санкт-Петербурге в 1880 году в семье купца. Мать его – горячая поклонница театра, когда-то сама мечтала о сценической карьере, но – не сложилось. Потому-то она поддерживала мечты сына о балете, к тому же, мальчик был очень грациозным и стройным. Но отец – человек деловой – был другого мнения: «Не хочу, чтобы мой Мимочка был попрыгунчиком!» К счастью, дети не всегда слушаются отцов – вот и Михаил Фокин поступил в 1889 году в Петербургское театральное училище, где обучался у Н. Легата, П. Гердта, П. Красавина. К учебе М. Фокин относился серьезно, к тому же, был талантлив не только в области балета: он занимался живописью, играл на балалайке в Великорусском оркестре В. В. Андреева.
Еще в училище состоялись первые выступления М. Фокина: детские танцы в «Спящей красавице», «Щелкунчик» в 1892 году, а тремя годами позже – главная роль в этом балете. Его мастерство и способности были так высоки, что окончив училище в 1898 году, он был принят в труппу не как артист кордебалета, а как солист. Танцевал он и характерные партии, и классические, с 1902 года преподавал в балетной школе.
Разносторонняя одаренность М. Фокина проявлялась в его взглядах на балетное искусство – он хотел полного слияния танца с музыкой и живописью. Возможность это реализовать он впервые получил в 1905 году, когда ему поручили поставить спектакль «Ацис и Галатея». Работая над этим балетом, хореограф изучал историю танца в Древней Греции. Следующую его балетмейстерскую работу – «Сон в летнюю ночь» – особенно высоко оценили художники и критики из объединения «Мир искусства». Еще больше понравились им балеты, поставленные в 1907 году – «Шопениана» и «Евника», и тогда А. Бенуа предложил М. Фокину создать новый балет. Сам А. Бенуа написал либретто и взялся за оформление, музыку создал Н. Черепнин, так родился балет «Оживленный гобелен».
В последующие годы сотрудничество М. Фокина с «мирискусниками» продолжается: «Египетские ночи», новый вариант «Шопенианы», в 1908 году оба балета были представлены в Мариинском театре. Но поистине реформаторским стал балет «Евника», показанный там в 1909 году – на сюжет романа Г. Сенкевича «Камо грядеши?». Балетмейстер предполагал, что исполнители будут танцевать босиком, но руководство театра этого не разрешило – и артисты надели трико с тонкой подошвой, на которых были нарисованы пальцы ног. Отказавшись от традиционных условных мимических жестов балета, М. Фокин опирался на образы из изобразительного искусства – например, танец египтянок строится на профильных позах, подсказанных египетскими фресками – при этом все позы и жесты соединялись в непрерывный визуальный ряд.
На три года М. Фокин становится единственным постановщиком балетов в «Русских сезонах» С. Дягилева: «Шопениана» под новым названием «Сильфиды», «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Шехерезада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, «Карнавал» на музыку Р. Шумана, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, где сам балетмейстер исполнил роль Царевича.
В «Русских сезонах» М. Фокин в полной мере получил возможность экспериментировать. Он отказывается от условной балетной пантомимы в пользу бытового жеста, в некоторых моментах использует даже движения из французской борьбы, каждое действующее лицо наделяется особым пластическим языком. В 1911 году М. Фокин создает балеты в импрессионистической манере, передающих «пластику» растений – «Нарцисс» и «Призрак розы», и еще один балет на русскую тему – «Петрушка» И. Ф. Стравинского.
Когда С. Дягилев привлек к балетмейстерской работе В. Нижинского, М. Фокин воспринял это весьма болезненно, и его отношения с С. Дягилевым – и без того непростые – еще сильнее обострились. Это привело к уходу М. Фокина из «Русских сезонов» в 1812 году. Некоторое время он работает в Мариинском театре, но свобода творчества там весьма ограничена – в сравнении с «Русскими сезонами». До 1918 года балетмейстер создает множество постановок: танцы в операх, «Стенька Разин» на музыку А. Глазунова, «Франческа да Римини» на музыку П. Чайковского, «Эрос» на его же музыку, «Арагонская хота» на музыку М. Глинки.
В своем творчестве М. Фокин тяготел не только к предельному синтезу искусств, но и к одноактности. Балетмейстер считал, что это усиливает концентрацию выразительных средств, которую способна ослабить растянутость. Внимание же его к единству музыки и танца заставляло обращаться к музыке, изначально создававшейся не для балета – симфонической, оперной. С другой стороны, такая реформа балета привела к тому, что лучшие композиторы той эпохи стали создавать шедевры в этой области: И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, П. Дюка.
После Октябрьской революции М. Фокин покидает Россию, надеясь вернуться в будущем, но этого так и не произошло. Работая в США, балетмейстер выражает свою тоску по родине, создавая постановки на музыку русских композиторов – Н. А. Римского-Корсакова («Русские праздники»), А. П. Бородина («Громовая птица»), П. И. Чайковского («Веселящиеся боги»), С.В. Рахманинова («Паганини»). Его последний балет – «Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева – был связан с событиями Великой Отечественной войны, с тревогой за судьбу родной страны.
М. Фокин умер в 1942 году. В последние минуты жизни он расспрашивал о событиях под Сталинградом.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев