(1844-1917)

Павел Гердт

Российский танцовщик Павел Гердт родился в 1844 году в деревне Волынкино недалеко от Петербурга. Отцом его был обрусевший немец, мастер булавочного цеха, а крестным – граф Павел Андреевич Шувалов (в его честь мальчик получил не только имя, но и отчество, именуясь в дальнейшем Павлом Андреевичем, хотя отца его звали Иоганном Генрихом).

Образование Павел Гердт получил в Санкт-Петербургском театральном училище, где наставниками его были Христиан Иогансон и Мариус Петипа. Еще в пору учебы – в 1858 году – Павел исполнил партию в балете Я. Стефани «Крестьянская свадьба». На одаренного ученика обратил внимание Мариус Петипа, и уже в 1860 Павел начал выступать на сцене Мариинского театра, исполняя второстепенные партии и подменяя мимистов. Училище он окончил в 1864 году.

В Мариинском театре в то время остро ощущалась нехватка ведущих танцовщиков: лучшие годы Мариуса Петипа и Христиана Иогансона остались позади, одним из немногих – чуть ли не единственным – был Лев Иванов. Но если бы даже у Павла Гердта на момент его прихода в Мариинский театр было больше конкурентов, его все равно ожидал бы успех, ведь для успеха у него было решительно все: привлекательное лицо, высокий рост, прекрасное телосложение, грациозность. В дуэте он всегда с предельным вниманием относился к партнерше, помогая подчеркнуть ее достоинства, и многие танцовщицы мечтали с ним выступать.

Первоначально Павел Гердт время от времени заменял ведущего исполнителя – Льва Иванова, но постепенно его талант становится очевидным и для публики, и для критиков, его начинают называть «первым во всех отношениях». Молодой танцовщик исполняет партии Гренгуара в «Эсмеральде», Базиля в «Дон-Кихоте».

Павлу Гердту в равной степени были присущи и мимическая выразительность, и танцевальная виртуозность, но в балетах Мариуса Петипа одно четко отделялось от другого – пантомимические и танцевальные партии даже исполняли разные танцовщики. Павла Гердта не устраивало подобное положение вещей – ему были необходимы такие партии, которые позволили бы в полной мере раскрыть обе стороны его дарования. Такой ролью становится партия Альберта в балете «Жизель», которую он впервые исполнил в 1870 году.

В 1880 году Павел Гердт исполняет партию Рудольфа в балете «Дева Дуная», в 1881 – Люсьена в «Пахите», в 1884 – Франца в «Коппелии», в 1885 – Колена в «Тщетной предосторожности». Быть может, балетные традиции того времени и не позволяли таланту танцовщика быть оцененным в полной мере – ведь главным «действующим лицом» в балете тогда была балерина, а партнер воспринимался скорее как «оправа для бриллианта», но манера танца Павла Гердта послужила образцом для многих танцовщиков последующих времен.

Павел Гердт вошел в историю как первый исполнитель ведущих партий в балетах П. И. Чайковского. На премьере «Спящей красавицы» в 1890 году он исполнил роль принца Дезире, блестяще передав дух эпохи Людовика XV. В 1894 году, когда на концерте памяти П. И.Чайковского был исполнен второй акт балета «Лебединое озеро» в постановке Льва Иванова, именно Павел Гердт выступил в роли принца Зигфрида. В 1898 году Павел Гердт принял участие в премьере еще одного балета, ставшего классическим – «Раймонды» на музыку А. Глазунова. Танцовщик исполнил роль сарацинского царя Абдерахмана.

Одной из отличительных черт Павла Гердта было исключительное сценическое долголетие. Когда, в 1902 году он исполнял польские танцы в опере «Иван Сусанин», трудно было поверить, что этот ловкий и грациозный красавец имеет более чем сорокалетний сценический опыт. В последние годы своей карьеры он уже не исполнял классических партий, но выступал в мимических ролях, каждая из которых отличалась предельной убедительностью, будь то сарацинский воин, римский патриций или французский маркиз. По воспоминаниям Ф. Лопухова, на вопрос, сколько ему лет, П. Гердт ответил, что ему «дважды тридцать три». И действительно, даже в таком почтенном возрасте на сцене он отнюдь не выглядел стариком.

В 1901 году Павел Гердт проявил себя как балетмейстер. В тот год ушел из жизни Лев Иванов, не успевший завершить работу над балетом Л. Делиба «Сильвия», и после его смерти над постановкой работал П. Гердт. Год спустя последовала самостоятельная балетмейстерская работа – «Жавотта» на музыку К. Сен-Санса. Правда, как балетмейстер он все же не достиг особых высот, его деятельность в этом качестве не выходила за пределы подражания его наставнику – Мариусу Петипа.

Педагогическая деятельность Павла Гердта была не менее успешной, чем сценическая. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать имена его учеников: Анна Павлова, Михаил Фокин, Тамара Карсавина, Агриппина Ваганова, Сергей Легат, Лидия Кякшт – целое «созвездие» выдающихся деятелей отечественного балета той эпохи. Всем им педагог прививал артистизм, художественный вкус – эти неотъемлемые качества русских исполнителей. Работая с учениками, он никогда не вел себя как педант, охотно показывал им все движения, а главное – стремился в каждом раскрыть индивидуальность, никогда не настраивая на подражание кому-либо.

Любимой ученицей Павла Гердта была Анна Павлова, для которой он стал не только наставником, но и партнером. В частности, он исполнял в дуэте с нею «уральские пляски» в балете «Конек-горбунок». В 1907 году он выступил в балете, поставленном другим его учеником – Михаилом Фокиным. Речь идет о «Шопениане», Павел Гердт в паре с Юлией Седовой исполнил мазурку.

Как это ни парадоксально, в 1904 году Павел Гердт завершает педагогическую деятельность, продолжая выступать на сцене в мимических ролях. Последний раз он вышел на балетную сцену в 1916 году – всего за год до смерти. 72-летний артист выступил в роли Гамаша в балете «Дон-Кихот». В этом спектакле принимала участие одна из его учениц – Тамара Карсавина, она исполняла партию Китри.

Павел Гердт ушел из жизни в августе 1917 года. Его дочь Елизавета пошла по стопам отца, а ее наставником в балетном искусстве стал один из учеников Павла Андреевича – Михаил Фокин.

 

Музыкальные Сезоны