О коллекции дисков певицы, выпущенной фирмой «Brilliant Classics»

«Говорить о Левко не просто, потому что все её очень хорошо знают. О Левко трудно говорить, потому что она является одной из самых популярных певиц, очень разнообразных по своему творческому профилю. Вы все знаете, что она артистка Большого театра, что она – меццо-сопрано и исполняет ведущие партии в театре.

Я хотел бы сказать несколько слов о её камерном творчестве… Каждое её выступление – это законченная новелла определенной жизни, определенных ощущений, чувств, событий. И эти ощущения даны очень точно, кратко, эмоционально и законченно.

Уметь в таком маленьком произведении раскрыть смысл, душу народа, ощущение эпохи, времени – здесь мастера, равного Валентине Левко, я не могу назвать.

И это искусство очень сложное, а почему им в совершенстве владеет Валентина Николаевна – не знает никто. Но никогда нельзя забывать одно слово, которое всё объясняет. Талант. И вот когда мы говорим о Левко, то мы должны обязательно сказать это слово – её талант уникальный, необычный!»

Борис Покровский

(из выступления на творческом вечере В.Н. Левко

в Центральном доме актера 16 апреля 1979 года)

 

Невероятно точны слова Бориса Александровича – говорить об этой певице непросто. Творчество Валентины Левко многогранно и эстетически высоко, но удивительным образом доступно для всех. В этом мне видится, пожалуй, главный секрет выдающейся артистки.

Царственная внешность, элегантная и утонченная стать, невероятная глубина создаваемых ею образов: всё это оказывается органично сопоставимым с искренностью, человеческой добротой и неподдельной любовью к музыке, к людям. Такое простое, но такое редкое сочетание.

Её творчество – портрет времени, неотъемлемая часть золотого века Большого театра, яркий пример русской вокальной школы и неисчерпаемый источник вдохновения для многочисленных поклонников музыкального искусства.

В 2013 году известная нидерландская фирма «Brilliant Classics» выпустила собрание студийных и «живых» записей Валентины Левко 1959-1991 годов. Коллекция из 11 дисков получила десятки профессиональных рецензий с восторженными оценками критиков из Великобритании, Франции, Нидерландов, Австрии и других стран. В русской прессе мы будем говорить о том, что по-настоящему потрясло мир – впервые.

Естественно, данная статья не может быть в полном смысле рецензией, всё же мы прикасаемся к творчеству крупной личности, признанного мастера. Поэтому предлагаю вашему вниманию несколько, на мой взгляд, важных историй и наблюдений, формирующих творческий портрет певицы и в какой-то мере объясняющих её исполнительский стиль.

Съемки фильма «Арии Баха и Генделя» в Останкино (1966 год)

На первом диске «Музыка барокко» собраны произведения Баха, Генделя, Пёрселла, Бонончини, Страделлы, Фальконьери. Самая первая запись – знаковая для Валентины Левко, её визитная карточка. Валентина Николаевна рассказывает: «Из всех старых мастеров больше всего я люблю петь Баха и, кажется, понимаю его. Когда я впервые услышала знаменитую арию альта «Erbarme dich» из «Страстей по Матфею» в исполнении Мариан Андерсон, я поняла, что это моя музыка».

Плач Петра в её исполнении (с блистательной скрипичной партией Марка Лубоцкого) звучит очень прозрачно и собранно, при этом максимально детально.

Есть чрезмерно эмоциональные трактовки «Erbarme dich», но именно этот компонент в прочтении  Левко, к счастью, отсутствует, что нисколько не обедняет музыку, а лишь обогащает и возвышает её. Певица никогда не искала легкого успеха за счёт внешних атрибутов яркости и сомнительного пафоса, для неё, одной из немногих, по-настоящему важнее всего смысл и ценность музыки.

 «Erbarme dich» (Ария альта №47)

Валентина Левко и ансамбль солистов оркестра Большого театра, дирижер – Адольф Брук, партия скрипки – Марк Лубоцкий. Запись 1970 года.

 

Следующий диск – «Вокальные произведения западноевропейских композиторов», это целая сокровищница замечательных песен и романсов Шуберта, Брамса, Гранадоса, Бизе.

В связи со вторым диском нужно особенно выделить те записи, где партию фортепиано исполняет выдающийся концертмейстер Лия Могилевская: их ансамбль заметно отличается от других особой искусностью звука и заслуживает внимания.

Не так давно Лия Абрамовна написала книгу «За кулисами оперы. Записки концертмейстера», где есть такие строки: «Общение с разными певцами обогащает опыт концертмейстера. Содружество с Валентиной Левко явилось для меня замечательной школой. Видная исполнительница камерной музыки, профессиональный музыкант, она – уникальное и малоизученное явление на нашей сцене».

Ф. Шуберт «Маргарита за прялкой»

партия фортепиано – Лия Могилевская. Запись 1978 года.

 

Диск №3 – «От Возрождения до XX века». Как известно, исполнить некоторые престижные оперные партии в театре певице так и не пришлось. Считаю большим счастьем для нас, что многое вопреки всему она воплотила в концертных программах, и мы имеем возможность представить роскошь и масштаб её артистического дарования, основанного на удивительном чувстве стиля, на деликатном и грамотном обращении с материалом.

С удовольствием процитирую слова Архимандрита Юстиниана, написавшего предисловие к автобиографической книге Валентины Левко «Моя судьба в Большом театре»: «Много лет по радио и телевидению звучали все три арии Далилы из оперы Сенса-Санса. По этим фрагментам можно было получить представление о концепции певицы. Образ филистимлянки, верной дочери своего племени, удивил и поразил в трактовке певицы своей глубиной и необычностью. Глубиной – потому что никто так, как она, не понял историческую правду поведения Далилы и не передал подтекст её поступков. Необычностью – потому что Левко оказалась, вероятно, единственным музыкантом, чье исполнение в максимальной степени близко стилю выдающегося французского композитора. Причем у Левко одно не противоречит другому. Валентина Левко сумела соединить особенности стиля Сен-Санса с психологической основой поведения Далилы».

На третьем диске арии представлены в двух вариантах: на французском и русском языках. Предлагаю вспомнить звучание знаменитой арии из II действия в русском варианте. Обладатель коллекции, которую легко можно найти и заказать в интернете, сможет впоследствии сравнить с трактовкой на языке оригинала.

Ария Далилы «Открылася душа»

Валентина Левко и оркестр Большого театра,

дирижер – Геннадий Рождественский. Запись 1964 года.

 

Другими «оперными мечтами» Валентины Левко были Кармен и Азучена: на диске записаны «Хабанера» и Песня Азучены из II действия оперы «Трубадур». Эти записи осуществлены с оркестром Большого театра под руководством Марка Эрмлера, горячо любившего творчество певицы.

Жемчужина огромной коллекции – русская опера. В Большом театре эталонными стали её прочтения образов Любаши в «Царской невесте», Марфы в «Хованщине», Кончаковны в «Князе Игоре», разумеется, Графини в «Пиковой даме». Ключевые арии и дуэты из этих опер записаны на четвертом диске.

с народной артисткой РСФСР Татьяной Тугариновой и супругом В.И. Левко после спектакля «Царская невеста» (ГАБТ, 1969)

Любимая партия певицы – Любаша. Недавно на съемках в «Нескучной классике» у Сати Спиваковой Валентина Николаевна вновь попыталась выразить свое трогательное отношение к этой героине, сказав очень просто и емко: «это было всё как моё собственное – так сильно я могла переживать историю Любаши». Кстати, подробный разбор партии и много других полезных “вокальных подсказок” можно найти в новой книге певицы «Культура сольного пения».

Звукозапись сохранила для нас песню Любаши «Снаряжай скорей» (в концертной записи), сцену с Грязным из I действия (студийная запись в дуэте с Михаилом Киселевым), кроме того, в интернете легко можно найти большую сцену Любаши и Бомелия (оцифрованную с пластинки).

Эту партию, как и многое другое из оперного репертуара, Валентина Николаевна готовила с Марией Петровной Максаковой. Легенда оперной сцены XX века при занятиях с молодой коллегой часто говорила: «Сценическую сторону воплощаемого образа артисту необходимо искать, прежде всего, в пении. Когда вокальная сторона полноценна, проясняются и становятся понятными чисто актерские задачи». Валентина Левко неизменно следовала именно по этому пути, никогда с него не сворачивая.

Фрагмент из оперы «Царская невеста»

Оркестр Большого театра СССР, Дирижёр Борис Хайкин.

Запись 1966 года.

 

МАРФА Досифей — Огнивцев, 1967

Думаю, каждый сможет найти на 11 дисках что-то именно своё. Лично для меня, примерно 6 лет назад, таковым стала запись Гадания Марфы из «Хованщины», еще не отреставрированная для коллекции (стоит отметить гигантскую работу издателей в этой области). Валентина Левко была первой певицей в моей жизни, сила и мощь голоса которой казались совершенно естественными, она поразила другим – способностью этим голосом буквально приковать к месту, «забрать» в музыку, погрузить в неё, заставить думать и размышлять.

Сколько бы я ни искал тогда полную запись оперы с участием удивительной, абсолютно «захватившей» меня артистки – ничего не получалось. А сейчас, совсем недавно, неожиданно нашлось! Оказывается, существует запись фрагментов, выстроенных вокруг партии Марфы. В сопровождении оркестра Большого театра СССР поют Валентина Левко, Маргарита Миглау, Марк Решетин, Георгий Андрющенко и Андрей Соколов. Дирижирует – Марк Эрмлер.

Фрагмент из оперы «Хованщина»

Оркестр и солисты Большого театра СССР, Дирижёр Марк Эрмлер.

Запись 1975 года.

 

На дисках «Brilliant Classics» представлены другие варианты сольных номеров из «Хованщины» – с дирижером Куртом Мазуром. «С ним я записала для берлинского радио несколько русских и зарубежных арий, – рассказывает Валентина Николаевна, – надо было видеть и слышать, как работал этот выдающийся музыкант. Все под его управлением звучало точно, строго, в соответствии с партитурой и… вдохновенно».

К сожалению, про всё сразу говорить невозможно, могу лишь перечислить остальные записи: глинкинские арии Вани и Ратмира, Варяжская Баллада из «Рогнеды» Серова, 3-я песня Леля, сцена Графини из оперы «Пиковая дама». И совершенно уникальный дуэт – Кончаковны и Владимира из II действия «Князя Игоря» – с Иваном Семеновичем Козловским.

Интересную историю о том, какой приятной неожиданностью для Валентины Левко стала встреча в студии с легендарным тенором, вы можете прочитать в интервью, опубликованном на нашем сайте. К юбилею певицы его сделала Татьяна Елагина.

Я же хочу рассказать о другом. Иван Семенович следил за творчеством своей коллеги. Валентина Николаевна бережно хранит несколько его писем. Вот одно из них, полученное после трансляции по ЦТ 3 апреля 1979 года фильма «Чайковский. Романсы. Поет Валентина Левко»:

«Не хочу впадать в патетику, но и не хочу быть равнодушным, так как это самая страшная болезнь, которая может быть среди творческих работников. Мы с Вами редко встречаемся. Тем острее я воспринял сегодняшнюю передачу. В наши дни она особенно ценна».

Фрагмент дуэта с И. Козловским

Оркестр Большого театра СССР, Дирижёр Борис Хайкин.

Запись 1966 года.

 

На 6-м и 7-м дисках записаны Романсы Чайковского и Рахманинова. Это образец превосходного тандема Валентины Левко с её основным концертмейстером – Григорием Зингером.

«Романсы, несмотря на сдержанный аккомпанемент, убеждают в превосходстве выразительности искусства слова, Левко может с легкостью перейти от оперной сцены к самому камерному, интимному музыкальному формату – решительно, этот голос безупречен, она может уменьшать силу звука и при этом не потерять ни цвета, ни линии. У Левко нет ни одного неверного шага» (Жан-Шарль Оффель, французский журнал «Diapason»).

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого «Средь шумного бала».

Партия фортепиано – Григорий Зингер. Запись 1970 года.

 

7, 8 и 9 диски посвящены старинному русскому романсу и народным песням. Долгое время Валентина Левко была солисткой Оркестра народных инструментов имени Осипова, на этих дисках собраны записи, где дирижируют Сергей Колобков, Николай Некрасов и Владимир Федосеев.

Автограф Обуховой

К жанру романса Валентина Николаевна обратилась под впечатлением от мастерства Надежды Андреевны Обуховой, именно она стала для неё идеалом красивого звука, правильной школы, образцом сценической культуры.

У Обуховой и Левко даже была одна встреча 26 июня 1961 года. Тогда великая артистка сказала своей преемнице (именно так она её называла) много добрых слов, выразила восхищение и предложила продолжить общение. Но планам не суждено было осуществиться, вскоре Обуховой не стало.

Двух певиц часто сравнивали. Удивительно, что сравнение в данном случае – огромный комплимент Валентине Левко, и без тени другого смысла. Вновь здесь имеет место фактор таланта, о котором говорил Б.А. Покровский. Ей удавалось быть преемницей, продолжательницей традиций и при этом иметь свой особенный артистический смысл, который повторить невозможно.

Перед тем, как появится следующая аудиозапись, я предлагаю вам прочитать одно письмо. Его история такова: врач Анна Черепанова из города Буя обратилась к своей ленинградской подруге с просьбой достать пластинку Валентины Левко. Одна из поклонниц поделилась лишним экземпляром, а само письмо переслала певице. Процитирую несколько строк:

«Здравствуй, Таня! Позавчера я пришла по вызову к больному Симакову, оказать ему помощь я уже не могла, кроме морфия… Он попросил достать из шкафа самое заветное. “Что?” – думаю я. Достаю, где сказал, а там пластинки. Велел взять крайние, отдельно в пергаментную бумагу завернутые: романсы и песни – поет Валентина Левко. Поставила, слушаю и не знаю, как слезы удержать, ком в горле, дрожу вся.

А он наоборот оживился, глаза блестят, порозовел. “Хорошо вспоминается, – говорит, – как мы были с Ниной в Ленинграде, в филармонии пела Левко, слушал и замирал… Я глаз и ушей от этой певицы оторвать не мог. С тех пор, как слушаю её, теплом наполняюсь”.

Много раз послушали одно и то же, не помню уже что, запомнилось лишь, что она пела там «Липу вековую»… Я завидую этой певице: она, а не я, врач, смогла связать человека с жизнью и облегчить ему страдания».

г. Буй, декабрь 1967 года.

Народная песня «Липа вековая».

Валентина Левко и ОРНИ имени Осипова.  Дирижер – Сергей Колобков. Запись 1962 года.

 

Для нашего прикосновения к другим художественным тайнам певицы мне кажутся очень важными воспоминания Валентины Николаевны, когда она впервые поняла нечто крайне важное. «Это было на гастролях вместе с Людмилой Зыкиной, Иваном Петровым и оркестром имени Осипова в Новой Зеландии и в Австралии. Я поднялась на гору в Окленде. Потрясающая картина океана открылась передо мною со всех сторон. Но вместо восторга при виде чудесных заморских красот я вдруг почувствовала острую тоску по России. Уже не в песнях, а наяву я переживала ностальгию».

Стоит ли говорить, что каждая запись здесь – высококлассный шедевр? Не просто гениально спетая, а прожитая песня «Матушка, что во поле пыльно?», невероятно трогательный романс «Темно-вишневая шаль», красочная и просветленная песня «Над полями, да над чистыми», меланхоличная, сокровенная история миниатюры Гурилева «Грусть девушки», и еще много бесконечной красоты и счастья от легко льющегося и такого родного голоса.

собрание студийных и «живых» записей Валентины Левко10 диск «Композиторы России XX века» включает в себя сочинения Прокофьева, Свиридова, Кабалевского, Долуханяна и несколько популярных песен Фрадкина, Стржелинского.

С участием Валентины Левко осуществлена первая в мире запись оратории Сергея Прокофьева «Иван Грозный»: на дисках представлены два номера «Океан-море» и «Песня про бобра».

В этой статье у меня есть особенное желание рассказать о творческом общении Левко с Георгием Васильевичем Свиридовым. В 60-е годы композитор услышал её интерпретацию своей музыки, и в знак одобрения подарил певице два тома вокальных сочинений с теплой надписью. Она, работая над полученным материалом, составила свой вариант цикла на стихи Аветика Исаакяна. К трем песням («Страдания любви», «Черный взор» и «Изгнанник») Валентина Николаевна добавила еще две, по её ощущениям недостающие, что нашла в поэме для тенора и баса «Страна отцов»; это были песни «В дальний путь» и «Дым отечества». Она транспонировала их в удобные тональности и подобрала хороший вариант компоновки пяти песен, позже такую версию с благодарностью принял автор, издав цикл в её редакции для меццо-сопрано.

«Дым отечества» из цикла на стихи Исаакяна

Партия фортепиано – Ирина Щербина. Запись 1973 года.

 

Невозможно обойти стороной популярные песни в исполнении Валентины Левко. Именно она своими безграничными вокальными и артистическими возможностями возвысила эту музыку до уровня признанной классики.

Валентина Николаевна – первая исполнительница песни «На тот большак, на перекресток», прозвучавшей в кинофильме «Простая история». Думаю, невозможно не откликнуться душой на её прочтение широко известной песни «А годы летят», где каждая фраза, каждое слово дышит, наполнено смыслом. Или «Стань таким, как я хочу» – песня в исполнении Валентины Николаевны, под впечатлением от которого начала свой творческий путь Эдита Пьеха.

«Песня о любви» из к/ф «Простая история»

Валентина Левко и ОРНИ имени Осипова. Дирижер – Виталий Гнутов. Запись 1973 года.

 

Кадр из документального фильма «Валентина Левко» (Экран, 1973 год)

Завершает коллекцию 11-й диск «Песни народов мира». Мировой стандарт выпуска подобных сборников – 10 дисков, но руководство «Brilliant Classics» призналось, что не выпустить еще один диск было просто невозможно, ведь там собраны настоящие редкости.

«Любовь к русской песне, – говорит Валентина Левко, – пробудила во мне интерес к песенному творчеству других народов. Постепенно сложилась целая концертная программа, в неё вошли образцы чешского, польского, болгарского, венгерского, сербского, финского, бразильского, филиппинского и испанского фольклора».

Например, Валентина Николаевна очень долго и старательно училась особенному горловому тирольскому пению – «йодль». Такое звукоизвлечение обожал знаменитый танцовщик Марис Лиепа, и при любом удобном случае просил певицу научить его так петь, что она с удовольствием и делала. На 11-м диске есть две записи с применением «йодль»: «На склонах Альмы» и «Тирольское танго».

«На склонах Альмы»

Валентина Левко и концертный ансамбль под управлением Николая Мисаилова. Запись 1959 года.

 

И напоследок остается упомянуть об абсолютном шедевре,  потому что если из всей коллекции можно выделить одну единственную запись – это будет «Малагенья».

Кто-то, обсуждая вокальный феномен Валентины Левко, однажды сказал мне: «Это просто безграничный голос. Тот случай, когда “потолка”, предела нет». В этом еще раз легко убедиться, послушав «Малагенью».

Мексиканская народная песня «Малагенья»

Валентина Левко и эстрадно-симфонических оркестр.

Дирижер – Юрий Силантьев. Запись 1969 года.

Все права защищены. Копирование запрещено