(1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах

«Не ручей – море должно быть ему имя!» – эти восторженные слова Людвига ван Бетховена и по сей день остаются самой совершенной характеристикой Иоганна Себастьяна Баха. Этот композитор с фамилией «ручей» (по-немецки – Bach) действительно создал целое море – точнее, океан музыки: кантаты, мессы, концерты, прелюдии, фуги… проще сказать, чего он не писал. Иоганн Себастьян Бах не создал ни одной оперы, но во всех остальных жанрах, существовавших в его эпоху, он себя проявил – причем с одинаковым совершенством.

Его рождение словно подготавливалось много лет – четыре поколения его предков являлись музыкантами. Композиторы были и среди его потомков – но ни один из них не достиг подобных высот… это загадка не только для музыковедов, но и для генетиков.

На расстоянии четырех веков Бах представляется загадочным философом и чуть ли не «пришельцем из космоса» – но каким он был в реальности? При жизни композитора и даже долгое время после его смерти вовсе не было очевидно, насколько он гениален… точнее, гений никогда собственного величия не осознает – но современники тоже не считали Баха особенным человеком. Для них он был капельмейстером, кантором церковного хора, учителем в школе при церкви, находившейся на момент его назначения в полном упадке – обычная судьба музыканта в ту эпоху.

Музыкальный гений появился на свет в Эйзенахе в семействе музыканта, занимавшегося исполнением духовной музыки и светскими концертами. В девятилетнем возрасте мальчик лишился матери, а в десятилетнем – отца, и заботу о ребенке на себя взял его брат Иоганн Кристоф – тоже музыкант. Мальчик обучался и у своего брата, и у школьных канторов. С пятнадцати лет он получал образование в люнебургской школе св. Михаила, где наряду с музыкой осваивал богословие, латынь, некоторые естественные науки, историю и иностранные языки – итальянский и французский. В школьной библиотеке имелось обширное собрание творений итальянских композиторов, юноша с интересом их изучал. Способствовали расширению музыкального кругозора и регулярные посещения Гамбурга.

В семнадцатилетнем возрасте Бах играл на скрипке, клавесине, альте, пел в хоре и даже был помощником кантора, но особенно увлекала его игра на органе, прежде всего – импровизация. Стремления учиться, совершенствовать свое мастерство он не утратил и после окончания школы, это качество он сохранил на всю жизнь.

Но вот учеба завершена – и нужно искать надежный заработок. Первым местом работы Баха становится должность музыканта при веймарском герцогском дворе. В этом качестве он проработал семь месяцев, после чего был приглашен в Арнштадт смотрителем органа. Инструмент здесь настроен был по новейшей системе, значительно расширявшей его возможности. Бах создает немало органных произведений. Однако между музыкантом и властями возникает конфликт: Бах проявил недовольство относительно подготовки хористов, его же обвиняют в неумении руководить хором. Бах меняет место работы – в 1706 г. он становится церковным органистом в Мюльхаузене. Здесь прекрасный хор, а власти охотно идут навстречу, когда Бах предлагает реконструировать орган. Здесь же была издана кантата «Господь – мой царь» – ни до, ни после этого творения Баха не печатались при его жизни.

Несмотря на столь благоприятные обстоятельства, Бах в Мюльхаузене проработал недолго, в 1708 г. он получил в Веймаре должность устроителя концертов. Веймарский период стал временем расцвета оркестрового и клавирного творчества Баха, в то же время он работает над музыкой для органа, в частности – над обработками хоралов.

В 1717 г. следующим работодателем Баха становится князь Ангальт-Кётенский. Он ценит музыку, но, будучи кальвинистом, очень строго относится к духовной музыке, поэтому Бах в кётенский период пишет в основном светскую музыку, в отношении которой ему была предоставлена свобода – сюиты, концерты, «Хорошо темперированный клавир» – сборник прелюдий и фуг, где были задействованы все тональности, доступ к которым открывал темперированный строй, новый для того времени.

С 1723 г. Бах работает в Лейпциге кантором церкви св. Фомы и учителем в школе при этой церкви. Он создает множество кантат, второй том «Хорошо темперированного клавира», партиты, «Страсти по Матфею», Мессу си минор, концерты, цикл «Искусство фуги».

В жизни Баха бывало всякое: и конфликты с сильными мира сего, которым не нравилась слишком сложная и утонченная музыка, смущавшая прихожан во время богослужений; и необходимость самому находить и нанимать исполнителей для оркестровой музыки; и концерты в кофейне Циммермана. Была семья – смерть первой жены, десять выживших детей из двадцати рожденных, на содержание которых требовались деньги… Последним жизненным испытанием стала слепота, настигшая композитора под конец жизни – но и тогда он не перестал творить: лишившись возможности записывать свои произведения, он диктовал их. Композитор ушел из жизни в 1750 г.

Как это ни парадоксально, после смерти композитора о нем вспоминали главным образом как об отце Карла Филиппа Иммануила Баха – именно музыка сына находила отклик у публики, а творения отца казались «старомодными». Должны были пройти годы, чтобы наследие Иоганна Себастьяна Баха было оценено по достоинству – именно для его пропаганды создавалась в 1800 году Берлинская певческая академия, но во всей своей красе творчество Баха было явлено миру усилиями Феликса Мендельсона-Бартольди.

И с тех пор любовь к творческому наследию Иоганна Себастьяна Баха не ослабевает, и речь идет не только об искушенных знатоках и ценителях академического искусства. Произведения композитора используют в фильмах, их исполняют в разных вариантах – от аутентичного воспроизведения до рок-обработок. И даже на информационном диске космического аппарата «Вояджер», уносящего к далеким звездам лучшие образцы земной культуры, есть музыка Иоганна Себастьяна Баха.

 

Музыкальные Сезоны