(1924-1993)

Татьяна Петровна НиколаеваВыдающаяся отечественная пианистка Татьяна Петровна Николаева появилась на свет в городе Бежице, расположенном в Брянской области. Атмосфера в семье была прямо-таки насыщена музыкой: мать – выпускница консерватории – была пианисткой. В Бежице она основала музыкальную школу, у нее было немало учеников. Отец профессиональным музыкантом не являлся – он был медиком, но это не мешало быть неплохим музыкантом-любителем. Он играл на виолончели и скрипке, и в доме Николаевых часто собирались подобные ему музыканты-любители, устраивались музыкальные вечера. Неудивительно, что Татьяна с малолетства потянулась к музыкальному искусству.

Обучаться фортепианной игре девочка начала в трехлетнем возрасте, а в шесть лет уже играла произведения Фредерика Шопена. Родителям не приходилось упрашивать ее сесть за инструмент и заниматься как можно больше – музыкальные занятия были для нее естественной потребностью. Юная пианистка с удовольствием выступала перед гостями.

Татьяне было тринадцать лет, когда семья переехала в Москву. Родители полагали, что она должна учиться в Центральной музыкальной школе. Поступить туда было нелегко – количество претендентов исчислялось сотнями, а принять планировалось всего двадцать пять человек, но Татьяна успешно прошла испытание (возможно, внимание педагогов привлекло то, что исполняла она собственные сочинения).

В школе, а позднее – в консерватории она стала ученицей Александра Гольденвейзера. Заниматься у него было интересно. Наставник запомнился Татьяне Петровне как очень доброжелательный педагог, не разделяющий учеников на перспективных и неперспективных, одинаково внимательный ко всем. Он не был многословным, но одного-двух кратких замечаний было достаточно, чтобы ученик начал играть по-иному. Большое значение придавал Александр Борисович исполнительской практике – его студенты много выступали с разными программами. Годы обучения у Гольденвейзера пианистка вспоминала как «годы разностороннего и быстрого развития».

Занятия с Гольденвейзером прервала война. Николаева была эвакуирована в Саратов. Здесь с нею работал другой педагог – Илья Рубинович Клячко. Одновременно она обучалась композиции у Бориса Николаевича Лятошинского. Совмещать деятельность пианиста и композитора было нелегко, но и то, и другое было для Татьяны Петровны насущной потребностью, и она научилась распределять время, зимой сосредотачиваясь на фортепианной игре, а летом – на сочинении. Пианистка всегда была убеждена, что сочинение музыки многое дает исполнителю, и по манере исполнения умела определять, сочиняет музыку тот или иной музыкант или нет.

Вернувшись в Москву в 1943 г., Николаева вновь обучается у Гольденвейзера. Она завершила учебу в 1947 г. Дипломная программа ее оказалась поистине грандиозной – наряду с «Мефисто-вальсом» Ференца Листа, сонатами Франца Шуберта и Сергея Васильевича Рахманинова в нее вошли оба тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. Кроме того, выпускница исполнила собственное произведение – «Полифоническую триаду».

По прошествии трех лет Николаева завершает учебу в качестве композитора. В том же году она одержала победу на Конкурсе им. Иоганна Себастьяна Баха, который состоялся в Лейпциге. Среди членов жюри был Дмитрий Дмитриевич Шостакович, знакомство с которым пианистка считала событием еще более значимым, чем победу. Знакомство продолжилось: в Москве композитор и пианистка нередко встречались, Дмитрий Дмитриевич неоднократно советовался с Татьяной Петровной во время работы над циклом «24 прелюдии и фуги». Она стала первой пианисткой, исполнившей этот цикл целиком и записавшей его на грампластинку.

Широта репертуара Николаевой поражает воображение: всё клавирное творчество Иоганна Себастьяна Баха, все фортепианные произведения Дмитрия Шостаковича, все сонаты Людвига ван Бетховена, а также его вариационные циклы, множество произведений Ференца Листа, Фредерика Шопена, Сергея Прокофьева, Николая Метнера, Иоганнеса Брамса, Мориса Равеля, Клода Дебюсси и других композиторов… Поистине, проще сказать, что она не исполняла (сама пианистка утверждала, что только Второй концерт Бартока). Когда СССР посетил Игорь Стравинский, только Николаева смогла за считанные дни выучить и блестяще исполнить его Каприччио для фортепиано с оркестром, никогда прежде не исполнявшееся в Советском Союзе – больше никто из отечественных пианистов не решился на такой подвиг. Репертуар пианистки – и без того чрезвычайно широкий – постоянно пополнялся новыми сочинениями: Андрей Эшпай, Николай Крюков и другие композиторы-современники доверяли ей премьеры своих творений.

Несмотря на интенсивную концертную деятельность, Татьяна Петровна продолжала сочинять музыку, и не только фортепианную. Среди ее произведений – Симфония, Струнный квартет, Соната для скрипки, камерно-вокальные произведения.

С 1958 г. Николаева преподавала в Московской консерватории. Среди ее учеников – Николай Луганский, Баир Шагдарон, Михаил Петухов.

Столь активная и разносторонняя деятельность Николаевой удивляла окружающих, ее спрашивали, когда же она отдыхает, но пианистка отвечала, что от музыки она не устает. В начале 1990-х гг., несмотря на почтенный возраст, она с успехом гастролировала по Европе и Америке. Ее последний концерт состоялся в 1993 г. в Сан-Франциско. Во время выступления с нею случился инсульт, и через несколько дней Татьяна Николаева скончалась.

Детская школа искусств № 1 г. Брянска носит имя Татьяны Николаевой. На базе этой школы раз в два года проводится конкурс юных пианистов, посвященный ей.

 

Все права защищены. Копирование запрещено