(1810— 1849)

шопенФредерик Шопен появился на свет в имении Желязова-Воля, что лежит в 46 км от Варшавы, где его отец, Николя Шопен, преподавал французский язык детям графа Скарбека. Шопены не задержались в поместье, и в том же 1810 году переехали в Варшаву.
Гений юного Фредерика дал о себе знать уже в юные годы: мальчику было шесть, когда он сочинил свое первое музыкальное произведение. Кроме уроков в обыкновенном варшавском училище, юный Шопен брал уроки фортепиано у чешского пианиста Войцеха Живного. С европейской музыкальной традицией Фредерика познакомил композитор Йозеф Эльснер в Варшавской консерватории. Восприимчивость мальчика к творчеству была феноменальной:  он не только всей душой тянулся к миру музыки, но и находил удовольствие в стихосложении, в актерской игре и в рисовании. Шопен замечательно улавливал характерные черты людей и с легкостью переносил их на бумагу.

Варшава, где бурлила культурная жизнь, подарила мальчику волшебные переживания. Фредерик, забывая обо всем на свете, проникался драматизмом оперы или вдохновлялся виртуозной игрой заезжих артистов.

Если в столице воображение Фредерика будоражили видения, посещавшие его в концертных залах, то во время летнего отдыха на природе юное дарование увлекали легкие звуки народных инструментов. Нередко он и сам с удовольствием присоединялся к исполнению незамысловатых мелодий.
Нет ничего удивительного в том, что народные танцы, такие как: полонез и мазурка — вдохновили Шопена на создание первых музыкальных композиций. Полонез, своим происхождением обязанный церемониальному торжественному шествию польской аристократии, стал квинтэссенцией патриотического чувства композитора. Фредерика влекли и лирические темы, затрагивающие романтические переживания. Из мечтаний рождались ноктюрны и вальсы.
Шопен также не оставил без внимания популярные в то время фантазии и концертные вариации, которые высоко оценил Р.Шуман.


В свои 20 лет Шопен достиг необычайных высот: сочиненные им с моцартовской безупречностью 2 концерта (1829, 1830) для фортепиано с оркестром получили мировое признание. Созерцательная лирика, наполненная наивным романтизмом и сентиментальностью, присущей русским романсам, виртуозно сочетается в них с прагматичной мудростью народных мелодий.
Известие о поражении польского восстания в 1830 году застало композитора на дороге в Штутгарт, где его с нетерпением ждали слушатели.
Мечтая о свободной, блестящей и могучей родине, Фредерик Шопен переживал в то время черные, беспросветные мгновения своей жизни. Он не только потерял надежду на освобождение Польши от поработителей, но и оставил надежду на возвращение домой (его связывали личные отношения с повстанцами).
Б. Астахов заметил, что с тех пор его музыка подчинилась двум темам:  любовному томлению и отчаянию, вызванному гибелью отечества.

В произведениях появилась мрачные темы: смерти, конечности мира, безнадежности, рока в человеческой жизни. К тому времени относятся следующие творения: Скерцо си минор, Баллада соль минор и Революционный Этюд.
Шуман остроумно пишет, что Шопен любезно пригласил в концертный зал дух Бетховена. Баллады, столь необычные для фортепианной музыки, Фредерик сочинил под влиянием баллад А. Мицкеевича и размышлений о любимой и утраченной родине. Шопен извлек шутливое скерцо из музыкального цикла, подарив ему самостоятельность и пугающую, инфернальную серьезность.
31 год XIX века застает Шопена в Париже, где он имеет удовольствие общаться с выдающимися композиторами, пианистами, литераторами и художниками своей эпохи: Ф. Листом,  Н. Паганини, А. Мицкевичем, В.Беллини, Жорж Санд, Г. Берлиозом, Калькбреннером, Г.Гейне. Эжен Делакруа, к слову, запечатлел для потомков композитора на холсте.

Париж в 30 годы XIX века проповедует романтизм, бичуя холодность и бесчувствие классического академизма. Шопена увлекают ностальгические, смутные и пылкие переживания. По мнению венгра Ференца Листа Фредерик не только возглавил авангард, но и поднял знамя, на котором ясно читалось имя Моцарта. Но какие бы приемы Шопен не использовал, как бы не ломал традицию, часто оставаясь не понятым даже Шуманом и Листом, он всегда оставался верным себе. Его творчество развивалось естественным путем, Шопен искусно шлифовал музыкальные формы.
В творчестве Фредерик Шопен ориентировался на музыку Моцарта и Баха, не воспринимая всерьез современные произведения.
Причиной приверженности классике, конечно, был не снобизм. Фредерик просто не мог позволить себе впустить в мир музыки вульгарность, грубость или истеричность.
Задумчивый и тихий, он не был замкнут и производил впечатление светского человека. Впрочем, когда разговор касался его творений, Шопен скупился на слова или прятал истинные мысли за шуткой.
Парижский период был плодотворен: Шопен сочинил этюды, которые изменили представление парижан о виртуозности.
Композитор редко выступал на концертах, предпочитая узкий круг салонных слушателей. Денег катастрофически не хватало, поэтому Шопену приходилось подрабатывать преподаванием игры на фортепиано.

Цикл прелюдий, ставший гимном романтизма, поглотивший широкий спектр романтических чувств и отразивший отношение к миру романтиков, был завершен в конце 30-х годов на острове Майорка, куда Шопен выбрался с Жорж Санд. Выбранная Шопеном форма миниатюрных пьес помогла достигнуть эффекта пружинистой сжатости. И вновь Фредерик Шопен ломает существующую традицию, он использует прелюдию не как вступление, а как самостоятельное произведение, характеризующееся недосказанностью и использующее открытый финал.
Хотя Шопен в 30-х годах жил в Париже, он часто путешествовал. Так, в 1834-1836 годах он побывал в Германии, где встретился с Шуманом и Мендельсоном, в Карлсбаде он навестил родителей, а в 1837 году он посетил Туманный Альбион.
В 1840 году начинается новый цикл творчества, Шопен пишет то порывистую, то затихающую сонату, пронизанную болью утраты. Вторая соната си-бемоль минор и сегодня известна как траурный плач.
Шопен пишет без остановки, его работоспособность и всеохватность жанров поражает: баллады, фантазии, скерцо, сонаты, ноктюрны, полонезы, вальсы, экспромты. Шопеновские мазурки стали ностальгическим воспоминанием композитора о покинутой родине. Поэтому неудивительно, что творческий путь завершила фа-минорная мазурка ор.68, №4, отразившая недостижимую мечту композитора о возвращении домой.
Однако слава лучшего произведения Шопена по праву принадлежит Третьей сонате си минор. Произведение было написано композитором на пороге вечности в 1844 году. Музыкальное прощание исполнено трепетной надеждой и восторженной любовью к миру, который он покидает навсегда.
Последние годы жизни Шопен посвятил гастролям. Давая в Англии и Шотландии концерты, одинокий композитор утратил последние крупицы здоровья.
Удивительная музыка Фредерика Шопена не могла не повлиять на композиторов следующих поколений. Под обаяние шопеновской музыки попали: К. Дебюсси, А. Скрябин, С. Рахманинов и мн.др.
Музыка Шопена порождает мечтания о совершенном, целостном, законченном мире, она призывает к героической борьбе с внутренними и внешними демонами, терзающими души, и обещает светлую, целительную радость. Величественная, монументальная, нередко маршевая и практически всегда контрастная музыка Шопена использует весь регистровый диапазон фортепиано, все до единой 88 клавиш. Возникающие в голове образы легко сменяют друг друга, рассказывая старые, как мир, истории.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено