(1881-1945)

Бела Барток

«Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению… то, обратясь к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого», – эти слова композитора Бенце Сабольчи наиболее верно определяют сущность и творчества, и личности его знаменитого соотечественника Белы Бартока. В музыке этого композитора парадоксальным образом сочетаются эмоциональность и интеллектуальность, экспрессия и отрешенность – ведь такой противоречивой была его эпоха.

Бела Барток родился в 1881 году. Отец будущего композитора возглавлял сельскохозяйственную школу, что не мешало всей семье любить музыку. В доме немало музицировали, и это способствовало раннему проявлению таланта. С шестилетнего возраста мальчик обучался у своей матери искусству фортепианной игры, а в девять проявляет композиторские способности. В одиннадцатилетнем возрасте юный пианист впервые демонстрирует свое искусство публике.

С 1899 г. Барток учится в Будапеште. Обучается он в консерватории фортепианной игре и композиции. Один из его наставников – Томан – являлся учеником Листа. Этот композитор наряду с Рихардом Вагнером, Рихардом Штраусом и Иоганнесом Брамсом стали кумирами молодого Белы Бартока, и в творениях, созданных им в бытность студентом, ощущается влияние всех этих композиторов. Еще будучи студентом, он с успехом ведет деятельность концертирующего пианиста и продолжает это делать после окончания учения, гастролируя по Европе.

Жизнь композитора пришлась на непростую эпоху. Две мировые войны и другие политические катаклизмы первой половины ХХ века не обошли стороной его родную Венгрию, но Бела Барток всегда оставался верен себе, никогда не изменяя ни гражданской позиции, ни творческой индивидуальности. Как в музыке Барток не отдавался полностью ни одному из авангардных направлений эпохи – ни додекафонии, ни микрохроматике, ни импрессионизму – так в общественной жизни он не примыкал ни к одной политической партии. Это не мешало оставаться смелым новатором в творчестве и патриотом.

Патриотическая направленность творчества проявилась уже в первом композиторском успехе Белы Бартока – в симфонической поэме «Кошут», впервые исполненной в 1904 году и посвященной борцу за свободу Венгрии Лайошу Кошуту. Поднимать такую тему в Венгрии, находившейся под властью Габсбургов, было весьма рискованно, тем более – цитировать в искаженном виде австрийский гимн, но этот риск не пугал молодого венгра, прославлявшего родную страну.

Патриотизм Бартока определил еще одно направление его деятельности – собирание фольклора. К этому его подтолкнуло общение с Золтаном Кодаем. В ходе экспедиции, предпринятой Бартоком в 1906 г., было записано немало песен венгров и словаков. Знакомство с образцами деревенского фольклора, отличающегося от городского стиля вербункош, привело к преобразованию музыкального языка композитора, появлению новых ладовых и ритмических особенностей. Теперь композитор не идет по пути наименьшего сопротивления – не ориентируется на широко известный городской стиль вербункош. Как и Золтан Кодай, он становится исследователем венгерского крестьянского фольклора, раскрывшим всю его самобытность.

Национальная основа, сочетающаяся со смелыми ладогармоническими новациями, ощущается во всех творениях Бартока – многочисленных пьесах для фортепиано, сюитах, концертах, квартетах, сонатах, опере «Замок герцога Синяя Борода» или балете «Чудесный мандарин».

Как это ни парадоксально, именно за деятельность в области исследования фольклора и воплощению его в собственном творчестве Барток подвергался нападкам на родине. Причина преследований заключалась в том, что, будучи патриотом, он никогда не становился шовинистом. Его интересовала народная музыка не только венгров, но и иных народов – сербов, арабов, румын, украинцев и даже индейцев и американских негров.

С установлением диктатуры Миклоша Хорти в Венгрии и в особенности с началом Второй мировой войны для Белы Бартока наступили тяжелые времена. Новая власть не прощала ему деятельности в музыкальной Директории в период существования Венгерской советской республики, хотя мировая известность и спасала от репрессий. «Существует непосредственная опасность того, что и Венгрия покорится этому режиму грабителей и убийц», – с горечью писал в 1938 г. Барток.

В 1940 году Бела Барток покидает родину. В США, куда отправился композитор, он не смог стать «модным музыкантом», немногочисленные концерты не приносили большого дохода. Композитор скончался в 1945 году, так и не успев вернуться на родину.

Десять лет спустя Бартоку была посмертно присуждена Международная премия мира. Но красноречивее любых премий – непреходящее признание исполнителей и публики. Неизменно пользуются успехом его «Трансильванские танцы для оркестра», «Румынские народные танцы», «Концерт для оркестра», ставший для композитора «лебединой песнью». Друг композита Золтан Кодай назвал творения Белы Бартока символом великой идеи – поиска истины в искусстве.

 

Музыкальные Сезоны