(1891-1975)

Елизавета ГердтЕлизавета Гердт родилась в 1891 году в Санкт-Петербурге. Отец ее Павел Гердт – известный танцовщик, артисткой балета была и мать. Дочь стала истинной продолжательницей дела отца, унаследовав не только его профессию, но и те традиции, которых придерживался он в своем творчестве.
Образование танцовщица получала в Петербургском театральном училище, где наставником будущей балерины был Михаил Фокин – ученик ее отца. Она усвоила традиции М.Петипа, Х.Иогансона и П.Гердта. На выпускном спектакле Е.Гердт предстала в постановке М. Фокина «Оживший гобелен» с В.Нижинским – она стала первой исполнительницей партии Армиды.
После завершения учебы в 1908 году, Е.Гердт приняли в Мариинский театр. Она становится артисткой кордебалета, но весьма скоро выдвигается в солистки. Отличительной чертой искусства Е. Гердт становится строгая академичность танца, исключительная чистота линий, скульптурность поз, предельная обобщенность хореографического языка. Не случайно очень часто танцовщица создавала образы внечеловеческие – например, в «Жизели» исполняла не заглавную роль, а партию Мирты — повелительницы виллис, танцевала фею Сирени, в «Коппелии» воплощала аллегорическую фигуру Зари, исполняла «Времена года», поставленном М. Петипа на музыку А.Глазунова, партию Зимы.
Но были в репертуаре Елизаветы Гердт и другие роли. Партия Раймонды в одноименном балете казалась созданной специально для нее. Она исполняла роль Флёр де Лис в «Эсмеральде», Изабеллу в «Испытании Дамиса», Аспиччию в «Дочери фараона» – но творениями М. Петипа ее репертуар не ограничивался. Танцевала она и в балетах Михаила Фокина: Коломбина в «Карнавале» на музыку Р. Шумана, Сильфида в «Шопениане».
Революция 1917 года застала Елизавету Гердт в расцвете творческих сил и на пике славы. Для русского балета наступают тяжелые времена – и дело было не только в голоде и разрухе, обрушившихся на страну: многие артисты балета покинули родину. Одной из тех немногих, кто остался, становится Е.Гердт. В 20-е годы при активнейшем ее участии возобновлялось немало балетов. В 1922 году она исполняет роль принцессы Авроры в «Спящей красавице», возобновил которую Ф. В. Лопухов, а год спустя в «Щелкунчике» танцевала фею Драже. Были в репертуаре ее и такие роли, как Одетта и Одилия, Никия, в «Коньке-горбунке» танцевала она Царь-девицу. Балерина, выросшая на академических традициях, способствовала сохранению преемственности дореволюционного русского и нарождающегося советского балета. Е. Герд создавала образы, исполненные гармоничного покоя, которые современники сравнивали с античными статуями.

Одним из почитателей ее таланта был молодой танцовщик Георгий Баланчивадзе (впоследствии – Джордж Баланчин). Грандиозным событием для 22-летнего артиста стало приглашение исполнить с Е. Гердт па-де-де из балета «Лебединое озеро» на концерте в Павловске, когда внезапно заболел ее партнер. Танцовщик в тот день чуть было не упустил свою удачу, опоздав на поезд, но успел прибыть в последний момент, преодолев на велосипеде 25 верст.

Но не только в возобновленных классических балетах выступала Елизавета Гердт, участвуя и в создании новых спектаклей. В 1926 году она первой исполнила роль Смеральдины в балете на музыку И. Ф. Стравинского «Пульчинелла», поставленном Ф. В. Лопуховым, а двумя годами раньше участвовала в такой новаторской постановке, как «Красный вихрь». Жанр этого спектакля, поставленного Ф. В. Лопуховым на основе симфонической поэмы композитора В. М. Дешевова «Большевики», был определен как «синтетическая поэма в двух процессах». Наряду с балетом спектакль включал элементы акробатики, а также пение. Елизавета Гердт наряду с Виктором Семеновым воплощали аллегорические образы Сил революции. Бессмертным шедевром «Красный вихрь» не стал – его не приняла публика и не одобрили критики, представлен он был всего три раза, да и сам Ф. В. Лопухов расценивал его как свою неудачу, и все же это был важный шаг на пути творческих исканий –, в том числе и для Е. Гердт, ведь она новаторство приветствовала.

Елизавета Гердт покинула сцену неожиданно – в расцвете творческих сил, в тридцатисемилетнем возрасте. После одного из спектаклей директор академических театров – задал балерине вопрос, почему танцевала она в полноги. Е.Герд признала, что этого не замечала – а ведь предельное совершенство танца всегда было ее отличительной чертой… После этого разговора она приняла решение завершить сценические выступления.
Оставив сцену, Е.Гердт все силы отдает преподавательской деятельности. Одной из любимейших учениц для нее стала А.Шелест, учившаяся у Елизаветы Павловны пять лет, но потом Е.Гердт переехала в Москву, и А. Шелест продолжила обучение у А. Я. Вагановой, но судьбой любимой ученицы Е. Гердт впоследствии интересовалась всегда.

Среди учениц Елизаветы Гердт немало знаменитостей: М.Боголюбская, Р.Стручкова, Е.Максимова, М.Плисецкая. Доводилось ей сталкиваться и с несправедливостью – к, после перехода Е.Максимовой репетиционный класс Г.Улановой ее начинают именовать ученицей этой балерины. Позднее Е. Максимова не раз подчеркивала, что обучалась у Е.Гердт, но было это уже после смерти ее наставницы. Столь же тяжелым ударом стал конфликт с Майей Плисецкой, после которого та предпочитала не общаться с нею, а в автобиографической книге писала, что месяцы работы с А. Вагановой принесли ей больше пользы, чем несколько лет учения у Е. Гердт.

Елизавета Гердт умерла в 1975 году.

 

Музыкальные Сезоны