В Татарском театре оперы и балета завершился XXX Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Задуманный и впервые прошедший ещё в 1987 году, этот майский танцевальный форум и сегодня вызывает большой интерес у любителей балета.

 

 

В 1992 году в фестивале в качестве дирижёра в первый и последний раз принял участие выдающийся танцовщик Рудольф Нуриев (1938˗1993), который не только подарил данспроекту своё имя, но и задал ему высокую планку международного уровня.

Задолго до начала XXX Нуриевский фестиваль успел побить рекорды продаж билетов. Достать их было невозможно ни в кассах театра, ни в интернете! Во время же проведения всех десяти фестивальных спектаклей и двух гала-концертов в фойе и зрительном зале театра царила особая атмосфера аншлагов!

Как и в прошлом году, активную поддержку фестивалю оказала компания «Глобэкс Промоушен» (генеральный директор – Айдар Шайдуллин), обеспечивавшая приезд зарубежных и отечественных звёзд балета.

Автору этой статьи удалось побывать на двух последних спектаклях фестиваля – «Жизели» и «Дон Кихоте». Оба балета оставили незабываемые эмоциональные впечатления!

«Жизель» А. Адана – этим спектаклем 12 мая 1987 года открылся первый казанский фестиваль балета, тогда ещё не носивший имя Р. Нуриева. Он же был включён в программу всех тридцати танцевальных фестивалей, проходивших в Татарском театре оперы и балета. На этот раз для участия в постановке (1990 года, балетмейстер-постановщик Никита Долгушин) пригласили этуаль балета Парижской оперы Доротею Жильбер и Иштвана Саймона (Земперопер, Дрезден), станцевавших партии Жизели и графа Альберта.

Доротея Жильбер – внешне одна из самых эффектных прим парижского театра. В ней течёт французская и испанская кровь. Но танцевальной манере балерины не свойственны ни излишняя чувственность, ни яркий темперамент. Впрочем, назвать её безликой никак нельзя! Артистка словно сошла с гравюр XIX века, изображающих грациозных танцовщиц. Жильбер – негромкая, деликатная и искренняя исполнительница, живое и лучшее воплощение европейской культуры. Она не танцует, а живёт на сцене. Крестьянский домик, лес и вся окружающая природа для её Жизели – естественная среда, место, где она гармонично существует.

Нуриевский фестиваль балета. Жизель

Жизель — Доротея Жильбер, Альберт — Иштван Саймон

К представителям французской школы балета в России особое внимание. И это понятно! Ведь именно из Франции к нам пришёл классический балет и, в определённом смысле, многие вещи «оттуда» для нас эталонны! Эталонна и сама Жильбер, и её танец – волнующий, проникающий в каждую клетку организма внимающего её сценической истории зрителя.

Первое действие «Жизели» – реалистическое – послужило артистке прологом ко второму акту, который и раскрыл её дарование подлинной романтической балерины. Балерины, чей божественный абрис пленил какой-то забытой красотой и неземной лёгкостью. Но и без первого акта нельзя себе представить Жизель Доротеи, так естественно, без особых терзаний раскрывшей свои чувства переодетому в крестьянина графу.

Альберт Иштвана Саймона – юный, порывистый и эгоистичный человек. Любовь к Жизели ослепила его, заставила забыть о своём аристократическом происхождении и обо всех условностях сельской жизни. В дуэте с Доротеей Иштван проявил себя как чрезвычайно внимательный и галантный партнёр. А сольные его выходы запомнились уверенной и чистой техникой.

В роли лесничего Ганса, безнадёжно влюбленного в Жизель, выступил Артём Белов, драматически выразительно проведший всю свою партию. Совершенно роскошная, яркая, пленяющая своей улыбкой Айсылу Мирхафизхан сыграла невесту графа Батильду. Феноменальную технику продемонстрировал Коя Окава, составивший прекрасный дуэт с Мидори Тэрада в па-де-де первого акта. Гостья из Москвы, Оксана Кардаш (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) смогла убедительно показать карающую власть верховой виллисы Мирты! Особую проникновенность в драматургию балета продемонстрировал Нуржан Байбусинов (Казахский театр оперы и балета имени Абая), дирижировавший удобно, буквально «в ноги»!

Версия «Дон Кихота» Л. Минкуса в Татарском театре оперы и балета – традиционная, классическая, основанная на хореографии М. Петипа и А. Горского. Авторские коррективы постановщика Владимира Яковлева никак не вредят её целостности. А отдельные драматургические находки, вроде нашедшего своё счастье с простолюдинкой Гамаша, вполне в духе комического балета.

За три акта спектакля зрители сполна смогли насладиться великолепными танцами, стилизованными под зажигательную Испанию. И здесь проявилось одно из важных качеств балетной труппы, показавшей не только технически яркую и эмоциональную хореографию, но и богатый потенциал своих возможностей. В казанском театре есть не только блистательные ведущие солисты, но и настоящие корифеи, солисты всех рангов и амплуа, прекрасные характерные исполнители и пантомимные актёры, а также сильный и профессиональный кордебалет. Наверное, такие богатые возможности труппы мог бы выявить и любой другой гранд-балет. Однако других таких комических, поражающих разнообразием танцев – от цыганского до фанданго – в балетном репертуаре не найти!

«Дон Кихот» по духу – чисто московский спектакль! Но после казанской постановки с подобным мнением можно и поспорить. Этот балет в Татарском театре по своей хореографии, режиссуре и исполнению также внёс свою лепту в славную историю танцевального шедевра по роману Сервантеса.

Нуриевский фестиваль балета. Дон-Кихот

Китри — Иоланда Корреа, Базиль — Осиэль Гунео

Особое настроение в «Дон Кихота» на Нуриевском фестивале смогли привнести приглашённые солисты Иоланда Корреа (Норвежский национальный балет) – Китри и Осиэль Гунео (Национальный театр Мюнхена) – Базиль. Они легко и убедительно показали, что такое мастерство в балете: это когда великолепная техника сочетается с актёрским дарованием, а каких-либо физических усилий во время танца вообще не заметно! Среди других гастролёров заметно выделилась Алина Каичева («Кремлёвский балет»), обладающая талантом чувствовать характер разных танцев, что она и продемонстрировала в партии Уличной танцовщицы и в Цыганском танце. В партии Эспады статному и пластичному Ивану Михалёву (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) можно было бы добавить ярких штрихов. А вот Оксане Кардаш хватило всего: и данных, и мастерства. Её Повелительница дриад – высокий образец исполнения.

Юбилейный казанский фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, как и предыдущие, оказался значительным по масштабу и качеству! Благодаря стараниям директора Рауфаля Мухаметзянова, художественного руководителя балета Владимира Яковлева и всего творческого коллектива оперного театра имени М. Джалиля фестиваль сохранил высокий профессионализм и не утерял творческий энтузиазм. А за судьбу следующего, отмечающего 80-летие со дня рождения Р. Нуриева, очевидно, не стоит сильно беспокоиться – его будущее в надёжных руках!

Фото предоставлены пресс-службой Татарского театра оперы и балета

Все права защищены. Копирование запрещено.