17 марта исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося танцовщика Рудольфа Нуреева (1938–1993). С его именем связано активное развитие мужского классического танца на Западе во второй половине ХХ века. Немало Нуреев сделал для французского балета, будучи художественным руководителем балетной труппы Парижской Оперы (1983–1989). Столь известной и неоднозначной фигуры за всю историю хореографического искусства не было и, наверное, не будет.

Дань уважения таланту Нуреева Москва, а вместе с ней и вся театральная Россия отдали с опережением круглой даты. Еще в начале декабря 2017 года на Исторической сцене Большого театра состоялась мировая премьера балета Ильи Демуцкого «Нуреев» (хореограф-постановщик Юрий Посохов, режиссер, сценарист и сценограф Кирилл Серебренников), созданного по мотивам биографии танцовщика. Повышенный интерес к этому спектаклю оказался вполне сравним с ажиотажем вокруг имени Нуреева в пору расцвета его творчества.

Признательность знаменитому артисту, но уже в формате гала-концерта, решил выразить и Андрис Лиепа. Известный танцовщик, режиссер и продюсер, Лиепа подобрал более удачное время для того, чтобы отметить юбилей Нуреева. Дату своего мероприятия он назначил после дня рождения артиста, а местом его проведения стал Государственный Кремлёвский дворец.

Задуманный Лиепой гала удался! А утверждать это позволяет и топ-состав концертных исполнителей, бывших в прекрасной форме, и оригинальное решение сценического оформления (художник А.Нежный, художник по свету В.Давыдкин), и качественная подборка видео танцовщика, по которой даже самый неопытный зритель мог оценить масштаб выдающегося дарования Рудольфа Нуреева.

Будучи ведущим вечера, Андрис рассказывал о важных моментах в жизни Нуреева, о его партиях и значительной роли великих деятелей балета (Марго Фонтейн, Эрика Бруна, Ролана Пети) в судьбе артиста. Не стремясь походить на обаятельного конферансье или рассказчика-знатока, Лиепа, тем не менее, сумел оценить реальный вклад Нуреева в искусство мирового балета, выделить его профессиональные достижения.

В нуреевском вечере приняли участие как прекрасные балерины, так и замечательные танцовщики. Однако в целом концерт прошел под знаком мужского танца. В подаче, акцентах и особых пластических нюансах чувствовалось, что именно мужчины здесь и сейчас берут инициативу.

В свадебном па де де Авроры и Дезире из «Спящей красавицы» показались Анна Никулина и Якопо Тисси из Большого театра. Необыкновенно привлекательный, яркий по данным Тисси за последнее время заметно набрал мастерства. В дуэте с академичной и грациозной балериной он выглядел галантным, аккуратным по форме кавалером.

Дуэт Эсмеральды и Квазимодо из балета «Собор Парижской Богоматери». Мадина Басбаева, Бахтияр Адамжан

Лидерство в па де де Дианы и Актеона от начала до конца сохранилось за Бахтияром Адамжаном, чья складная по форме партнерша – Мадина Басбаева – танцевала без особого драйва. А вот во втором отделении концерта в дуэте Эсмеральды и Квазимодо из «Собора Парижской Богоматери» Р.Пети казахские артисты из «Астана-Опера» заслуженно снискали общий успех. Отвлекшись от академической классики, публика сразу подпала под обаяние изобретательной хореографии, которую Басбаева и Адамжан исполнили старательно и выразительно.

С пиететом к выдающемуся дуэту Фонтейн–Нуреев станцевали фрагмент из балета «Маргарита и Арман» Ф.Аштона Олеся Новикова и Ксандер Париш (Мариинский театр). Влюбленные герои артистов напомнили о том, что магия в искусстве возникает только тогда, когда имеют место быть подлинные чувства.

Па де де из балета «Лебединое озеро». Юлия Степанова, Якоппо Тисси

«Баядерку» – один из этапных для Нуреева спектаклей – представили солисты Большого театра Юлия Степанова и Денис Родькин. Каждый из них щедро одарен от природы, но если данные и внешность Родькина беспроигрышны на любой сцене, то Степановой не всегда удается интересно заявить о себе. Высокая, красивая, прекрасно выученная, обладающая достоинствами примы Юлия танцует по настроению. Так получилось и на этот раз, когда она очень артистично исполнила роль Одиллии в па де де из «Лебединого озера» с Я.Тисси (во втором отделении) и без особой содержательности – партию Никии в дуэте с Солором – Родькиным.

Па де де из «Сильфиды» А. Бурнонвиля с пониманием высокой культуры танца исполнили Анастасия Сташкевич и Семён Чудин из Большого театра. Артисты, грамотно распределив сцену, не потеряли заданного темпа и с легкостью преодолели все технические трудности хореографии.

Адажио из балета «Корсар». Дарья Климентова, Вадим Мунтагиров

По темпераменту Вадиму Мунтагирову больше подходят лирические герои, принцы, графы и великосветские аристократы. Хотя обаятельный и доброжелательный артист скорее походит на тинэйджера с открытой всему миру душой. За таким внешним обликом скрывается целеустремленный и твердый характер молодого артиста, сделавшего успешную карьеру и ныне танцующего на одной из лучших балетных сцен – театра «Ковент-Гарден». В па де де из «Корсара» Мунтагиров показался с примой Венгерского оперного театра Татьяной Мельник. Сдержанного темперамента, с очень выразительными стопами балерина «прозвучала» не столь ярко, как Дарья Климентова, станцевавшая с Мунтагировым Адажио из того же «Корсара» во втором отделении гала-концерта. Вместе с Климентовой Мунтагиров выглядел более раскованным. Дарья же покорила необыкновенным танцевальным состоянием, умением наслаждаться каждой минутой пребывания на сцене.

Дуэт из балета «Шехеразада». Мария Виноградова, Иван Васильев

Гибкая, очень пластичная Мария Виноградова (Большой театр) графически точно вырисовала партию Зобеиды в дуэте с Иваном Васильевым (Золотой раб) из балета М.Фокина «Шехеразада». Однако солистка не выдержала сравнений ни с одной из своих блистательных предшественниц, таких как Кайе Кырб, Илзе Лиепа, Светлана Захарова, Ирма Ниорадзе… Васильев же, разрывавший пространство «запредельными» прыжками, только подтвердил репутацию танцовщика быстрых скоростей и фантастической элевации.

Па де де из балета «Дон Кихот». Олеся Новикова, Леонид Сарафанов

Единственный фрагмент хореографии с оригинальными нуреевскими па показали Леонид Сарафанов из Михайловского театра и Олеся Новикова, станцевавшие па де де из «Дон Кихота». Музыкальные, скрупулезные в деталях танцовщики действовали сосредоточенно, не выплескивая энергию, а наоборот, как пружину сжимая ее внутри себя. Вышло оригинально и своеобразно.

Насыщая классический текст новыми движениями, Нуреев, с одной стороны, разрушал наследие, а с другой – придавал ему свежие краски. И такому же принципу он следовал в жизни – особо не сдерживая темперамент, жадно впитывая всё, что могло обогатить духовно и физически. Кого-то это раздражало, а кого-то пленяло. Один становился другом Нуреева, а иной расходился с ним. Но каждый, кто сталкивался с его самобытностью и энергией, уже не мог забыть его никогда. На такой ноте гала-концерт и завершился – без трагической интонации, с пониманием, что огонь жизни Нуреева еще долго будет гореть на нашей земле.

Фото Надежды Музыковой