Сцена из Grand pas балета "Пахита"

Сцена из Grand pas балета «Пахита»

С 21 по 30 октября в Самарском академическом театре оперы и балета прошел ежегодный Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест. В нынешнем 2016 году он стал шестнадцатым по счёту. Организаторам (автору проекта Светлане Хумарьян, администрации и многим службам театра), как и всегда, пришлось изрядно потрудиться над концепцией данного данс-проекта. На этот раз фестиваль получил название «Диалоги с Легендой»: в нём отразилось желание охарактеризовать Аллу Шелест как балерину интеллектуального склада и уникальную личность в искусстве.

Диалог с Легендой, судя по всем пяти фестивальным вечерам, состоялся. Он позволил убедиться, что классический балет, будучи европейским порождением, не случайно так основательно укоренился на российской земле. Именно здесь, в России, он стал великим искусством, и именно здесь у него появилась важная миссия – наполнять жизнь духовным содержанием.

Открылся шелестовский фестиваль гран па из «Пахиты» (дирижёр Александр Шамеев), последней балетной премьерой театра. И это стало удачным началом, поскольку в «Пахите» есть всё, чтобы создать праздничное настроение. Зрители открыто и тепло принимали артистов, качественно и с пониманием отнёсшихся к стилистике дивертисментного акта. Здесь обратили на себя внимание ведущие солисты Екатерина Первушина и Виктор Мулыгин, а также солисты па-де-труа Диана Гимадеева, Марина Накадзима и Сергей Гаген.

Второе отделение концерта почти целиком было отдано на откуп приглашённым исполнителям. Среди них оказались ведущие балерины и танцовщики Большого театра: Евгения Образцова, Семён Чудин, Денис Родькин и Юлия Степанова, а также Инна Билаш и Никита Четвериков из Пермского театра оперы.

В фестивальной «Жизели» (балетмейстер-постановщик Кирилл Шморгонер, дирижёр Евгений Хохлов) главные партии исполнили ведущие солисты Большого театра Нина Капцова (Жизель) и Руслан Скворцов (Граф Альберт). Балерину особо отличали аккуратность и чистота движений, танцовщика ? интеллигентная манера и внимание к нюансам партии. Скворцову же принадлежит ключевая роль в дуэте, где он показался настоящим мастером поддержки и элегантным кавалером. В танце Анастасии Тетченко (Мирты) были видны благородство облика и художественная значимость.

«Баядерка» – один из самых эффектных балетов Мариуса Петипа. Сегодня он стоит в репертуаре не только главных театров России, но и украшает афиши некоторых провинциальных театров. Среди них и Самарский оперный, где балет идёт практически в такой же постановке, как и в Мариинском театре. В спектакле «Баядерка», представленном на фестивале (балетмейстер-постановщик Габриэла Комлева, дирижёр Андрей Данилов) солировали Екатерина Борченко (Никия) и Дмитрий Соболевский (Солор), у которых дуэт сложился не сразу, а постепенно, от эпизода к эпизоду. Вины в том солистов нет, зачастую таковы реалии всех фестивальных спектаклей, где впервые встречаются исполнители из разных театров (в данном случае из Михайловского театра и Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко) и городов. Борченко – одна из самых интересных российских балерин. Она выделяется не только статью, идеальной выворотностью, мягким шагом и выразительным подъёмом. Танцовщица обладает яркой индивидуальностью, проявляющейся в особой пластике рук, в том, как она внимательно откликается на танцевальные реплики партнёров по сцене, в том, как грациозно становится в позиции и как графически безупречно выстраивает позы. Возможно, Соболевский, стройный и привлекательный танцовщик, не достиг такого мастерства, как его партнёрша, но со своими техническими и актёрскими задачами он справился весьма достойно. Среди самарских солистов в «Баядерке» прекрасно показались Ксения Овчинникова (Гамзатти), Михаил Зиновьев (Великий Брамин), Анастасия Тетченко (солистка в индусском танце).

Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест

«Корсар». Картина Оживленный сад

К «Корсару» (балетмейстер-постановщик Василий Медведев, дирижёр Александр Анисимов), показанному в четвёртый день фестиваля, немало вопросов с режиссёрской стороны. В этой постановке отсутствует пролог с терпящим бедствие кораблём, то есть завязка сюжета. Пираты возникают вдруг, ниоткуда, на площади восточного рынка (это всё равно что представить «Дон Кихота» без пролога, где зрители знакомятся с главными персонажами – Рыцарем печального образа и его оруженосцем Санчо Пансой). Здесь же, на площади, исполняют свои вариации одалиски (обычно они танцуют в третьем акте балета во дворце), которых пытается продать в гарем к Сеид-паше купец Исаак Ланкедем. А в «Оживлённом саду» танцующая Медора умудряется пообщаться с переодетым в пилигрима Конрадом (героиня должна признать своего возлюбленного, но не во время классического ансамблевого танца). Подобные нестыковки внесли сумбур в знакомое действо балета. Но на творческие работы артистов это тем не менее никак ни повлияло. В «Корсаре» запомнились и Медора Екатерины Первушиной, и Конрад Кирилла Софронова, и Али Сергея Гагена, и Бирбанто Дмитрия Сагдеева, и Гюльнара Ксении Овчинниковой, и Сеид-паша Дмитрия Голубева, и многие другие участники сольных и массовых номеров балета.

Автору данной статьи, к сожалению, не удалось посмотреть заключительный вечер фестиваля, где была представлена хореография главного балетмейстера Самарского театра оперы и балета Кирилла Шморгонера. Но нельзя было не отреагировать на это событие. Потому, основываясь на ранних наблюдениях за работами этого хореографа, показалось важным создать хотя бы набросок к его портрету.

Кирилл Александрович Шморгонер – признанный мастер, хореограф со своим лицом и ясной позицией. В его обширном творчестве немало хореографических работ. Это постановки многоактных оригинальных балетов, одноактные балеты, миниатюры и редакции спектаклей классического наследия. В них он сумел проявить себя по-разному: старательно, талантливо, спорно. К несомненным удачам постановщика можно отнести две его последние балетные премьеры в Самарском театре оперы и балета: это оригинальная «Серенада» на музыку П. И. Чайковского (2015) и гран па из балета «Пахита» (2016). В первой из них хореограф как своеобразный последователь творчества Дж. Баланчина интересно проявил себя в жанре абстрактного балета. В музыке композитора Шморгонеру удалось найти новое пластическое содержание. «Серенада» стала ярким примером того, как возможно решить проблему нехватки в провинциальном театре современного репертуара, который так необходим классическим танцовщикам.

«Пахита» – качественная работа постановщика с классическим наследием. Остановившись на ней, Шморгонер значительно подтянул уровень танцевального мастерства своих солистов и повысил престиж труппы в целом.

Из концертных номеров К. Шморгонера сегодня с особым успехом идут «Размышление» на музыку П. И. Чайковского и па-де-де на музыку Дж. Верди. В них видны свобода творческого замысла и вдохновение. Хочется надеяться, что в будущем у хореографа будет ещё немало работ, в которых он сможет раскрыть как своё дарование, так и способности самарских балерин и танцовщиков.

Завершая отзыв на прошедший Фестиваль классического балета имени Аллы Шелест, хочу отметить его повышенный тонус и хорошее качество. По сравнению с прошлогодним, он вполне оправдал все эмоциональные затраты участников и организаторов.

 

Фото — Александр Урманский