Вспоминая Ивана Яковлевича Билибина (1876-1942)
«Чего-чего только Билибин не знает и в области русского костюма, и в области русской стройки, и в смысле русских уборов и украшений!
И этих знаний в нем столько, что он рассыпает их с почти чрезмерной щедростью» (А.Н. Бенуа)
Иллюстрации к народным русским сказкам Н.А. Афанасьева и последовавшая за ними расписная «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина, – самое яркое и, возможно, первое наше детское впечатление от знакомства с русской литературой и творчеством Ивана Яковлевича Билибина. Оно и немудрено! Сама жизнь художника походила на сказочное путешествие по миру сказок и легенд.
Живопись, иллюстрация русских и европейских сказок, декоративное искусство, графика, история русского Севера и деревянного зодчества Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний, фотография и путешествия – настолько разносторонними были интересы и талант Ивана Яковлевича Билибина. Опыт в изучении убранства русского костюма, традиций и быта воплотились в сценографических работах к самому сказочному русскому композитору – Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову – первым опытом художника стало оформление оперы «Снегурочка» для Национального театра в Праге в 1904 году. Затем последовали работы для Старинного театра в Петербурге, антрепризных спектаклях С. Дягилева, оперного театра Зимина.
Настал 1917 год…Привычные для того времени скитания сильно коснулись и жизни Ивана Яковлевича. После Петербурга, революции, трёхлетнего пребывания в Крыму, в местечке Батилиман, художник эмигрировал – из Новороссийска пароход «Саратов» после изнурительного плавания прибыл в Египет.
«Я никогда не забуду того потрясающего впечатления, когда я впервые попал в старинные мусульманские кварталы Каира с изумительными мечетями, с его рынками и его толпою… Мне казалось, что передо мною ожила одна из страниц «Тысячи и одной ночи», и не верилось, что все это существует в натуре», — писал художник.
В Египте судьба свела Ивана Яковлевича со знаменитой балериной Анной Павловой, то был 1923 год. «В Египет на гастроли приезжает Анна Павлова», — писал Мстислав Потоцкий (приёмный сын Ивана Яковлевича), — «Анна Павлова вместе с Виктором Эмильевичем Дандре, своим мужем, проводит вечера в мастерской Ивана Яковлевича. Часто все вместе бродят по арабским улочкам вечернего Каира, выезжают в пустыню, посещают древнеегипетские храмы и гробницы».
Знаменитая балерина заказала Ивану Яковлевичу эскизы декораций и костюмов к балету «Роман мумии» на музыку Н.Н. Черепнина, миру постановка была явлена в 1924 году. В репертуаре Анны Павловой был и ещё один балет – «Русская сказка». Здесь художник проявил свой непревзойдённый талант не только декоратора, но и либреттиста.
После Каира снова Европа – Чехия и Франция. В апреле 1934 года Иван Яковлевич принял участие в выставке русского искусства в Остраве. Публике были представлены новые иллюстрации к русским сказкам и эскизы декораций к опере А. П. Бородина «Князь Игорь».
Позже, в Брно, (8 ноября 1934 года) была осуществлена постановка одной из лучших опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а музыкальная критика высоко оценила прекрасные декорации и костюмы. Ивану Билибину довелось поработать с русским хореографом Михаилом Фокиным – в 1931 году в аргентинском театре Колон был поставлен балет «Жар-птица» на музыку И.Ф. Стравинского. Последней работой художника на зарубежной сцене стала опера «Сказка о царe Салтане». Премьера состоялась 18 июня 1935 года в Праге, режиссером спектакля стал Н.Н. Евреинов. К этой сказке Иван Яковлевич обратился на родине, вернувшись в 1936 году в Ленинград. Там же, во время блокадной зимы 1942, художник умер, оставив нам богатейшее наследие книжной графики, оперных и балетных эскизов, зарисовок во время путешествий и незаурядного жизнеописания.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев