(1833-1887)

Борис Асафьев отзывался о музыке Бородина, как о музыке очень оптимистической, в которой есть место силе, простору, свету. От этой музыки хочется жить и радоваться этому.

Александр Порфирьевич Бородин – один из ярких деятелей культуры нашей страны в конце XIX века. Причём эта яркость проявлялась во многих направлениях. Талантливый химик, педагог, писатель, дирижер, самобытный композитор, общественный деятель, музыкальный критик – и всё это один человек, одаренный и разносторонний. Но именно музыка, сочинённая им, принесла ему славу в мировом масштабе. При множестве интересов в самых различных областях, Бородин не мог заниматься исключительно музыкой. Поэтому его музыкальное наследие трудно назвать обширным. Однако, оно не осталось незамеченным из-за своей глубины, совершенства выразительных средств, интересного содержания. Хотя произведения и были разных жанров, но в них явно проступает личность создателя. Многие из произведений посвящены героическим страницам истории России, то есть теме волновавшей композитора. Однако рядом с патетикой присутствуют и лирика, и тонкий юмор. Его музыку как сказано выше отличал размах, мелодичность, и вместе с тем динамичность. Всё у него в полной гармонии и характерно для русской народной музыкальной культуры. Не зря у Бородина есть отрывки, сочиненные именно в стиле традиционной, русской народной песни.

Из предшественников, Бородину ближе всего по духу Михаил Глинка. Особенно его опера по произведению Пушкина «Руслан и Людмила». Многие именно Бородину приписывают лавры отца русских эпических оперы и симонии.

Бородин был внебрачным сыном князя Л. Гедианова (Гедеванишвили). Матерью его была мещанка А. Антонова. В связи с этим он был записан как сын княжеского крепостного Бородина Порфирия Ивановича, чью фамилию, как и отчество, композитор носил до конца жизни.

Прекрасное образование, полученное дома, в котором деятельное участие принимала мать Бородина, с ранних лет выявило его одаренность в различных областях. Но больше всех юному Бородину нравилась музыка. Он отлично освоил несколько музыкальных инструментов: виолончель, флейту и фортепиано. Также будущий композитор с удовольствием изучал музыкальную литературу и слушал классические музыкальные произведения. Часто вместе со своим другом, Михаилом Щиглёвым, он играл на фортепиано в четыре руки. Любимыми композиторами для репертуара были Йозеф Гайдн, Людвиг ван Бетховен, Феликс Мендельсон.

С раннего детства Александр пробовал сочинять музыку. Известны первые эксперименты начинающего композитора: трио для виолончели и двух скрипок по мотивам «Роберта-дьявола» (Джакомо Мейербера), полька Helene, исполняемая на фортепиано, концертная музыка, исполняемая на флейте.

Одновременно с музыкой мальчик всерьёз заинтересовался химией. По воспоминаниям Михаила Щиглёва, весь дом, в котором жил Бородин, был наполнен всякими реактивами для химических опытов, банками с какими-то веществами, колбами и ретортами. Все, с кем общался Бородин в это время, отмечали его умение постоянно находить себе какое-нибудь дело. Праздность была ему абсолютно чужда.

В 1850 г. после строгих, но с успехом пройденных экзаменов Бородин поступил в петербургскую Медико-хирургическую академию. Он без труда овладевал естественными и медицинскими науками, но на первом месте у него, безусловно, была любимая химия. В этом сыграл свою роль и талантливый педагог Н. Зинин, преподававший студентам химию.

Юноша не только занимался химией, но и много читал. Особенно сильное впечатление на Бородина производили Лермонтов, Пушкин, Гоголь. Бородин читал не только художественную литературу, но и серьёзные труды по философии.

Конечно, большое место в его жизни было отдано музыке. Бородин регулярно ходил на музыкальные собрания, где исполняли популярную музыку того времени: арии из опер итальянских композиторов, романсы, народные песни. На частных музыкальных собраниях, которые устраивал И. Гаврушкевич, сам бывший музыкантом-любителем, юноша играл на виолончели. Особенно Бородина потрясла музыка Глинки. Музыка, основой которой стала традиционная мелодия России, нашла в лице будущего композитора своего верного почитателя и последователя.

Но просто быть поклонником и исполнителем – не в характере Бородина. Он пытается сам овладеть приёмами сочинения музыки. Его городские романсы тех лет содержат в себе элементы как русской народной песни, так и произведений западных композиторов, особенно любимого с раннего детства Мендельсона («Разлюбила красна девица», «Чем тебя я огорчила», «Слушайте, подруженьки, песенку мою», «Что ты рано, зоренька»).

В 1867 году Бородин начинает работу над своей знаменитой Второй симфонией и оперой «Князь Игорь». В качестве сюжета выбрано «Слово о полку Игореве». Бородин всегда выражал восхищение этим произведением. В процессе написания, композитор изучил большое количество древнерусской литературы, так он стремился воссоздать правдивые исторические мотивы.

В 1880-х слава Бородина как композитора растет. Его талант получил признание, как в отечестве, так и за рубежом. Особенно произведения произвели фурор в Бельгии.

Бородин был и остается одним из самых известных русских композиторов.

 

Музыкальные Сезоны