(р. 1955)
Не человек выбирает профессию, а профессия выбирает человека – в этом убежден Леонид Аркадьевич Десятников. О нем самом можно с уверенностью сказать, что профессия композитора выбрала его, ведь Десятников – один из самых исполняемых композиторов современности.
Родина Десятникова – город Харьков. Семья, в которой он появился на свет, была не особенно состоятельной и в профессиональном отношении немузыкальной: оба родителя были бухгалтерами, мать к музыке была равнодушна, но отец был музыкантом-любителем, и среди первых музыкальных впечатлений мальчика был не только «поток», изливающийся из «радиоточки» и телевизора, но и игра отца на мандолине. Поначалу музыка не очень увлекала Леонида – но обучение в музыкальной студии при общеобразовательной школе удовлетворяло его потребность в общении (одноклассники отвергали мальчика, не отличавшегося физической силой), а постепенно пришло и осознание своего собственного пути в жизни. Елизавета Моисеевна Вирна – учительница в студии – разглядела талант мальчика и посоветовала ему поступить в районную музыкальную школу. Здесь его наставницей стала Фаня Абрамовна Ярхо, о которой Леонид Аркадьевич вспоминает с большой теплотой. Она понимала, что концертирующим пианистом ему не быть – но и его одаренность была для нее очевидна. Преподавательница проявляла большое внимание к ученику, продолжала опекать его, когда он уже учился в специальной школе при Харьковской консерватории. Именно она посоветовала ему поехать в Ленинград на консультацию к Юрию Александровичу Фалику. Ознакомившись с его сочинениями, Фалик сказал, что у него есть шанс поступить. Сам Фалик в то время не преподавал композицию, поэтому направил его к своему наставнику Борису Александровичу Арапову, который тоже одобрил сочинения Десятникова.
На вступительных экзаменах едва не испортили все дело общеобразовательные предметы – по литературе и русскому языку абитуриент получил тройки, но отличная оценка по истории исправила положение, Десятников стал студентом Ленинградской консерватории и учеником Арапова. Он не принадлежал к числу тех, кого наставник особо выделял, возлагая большие надежды, но относился к этому спокойно. Самыми влиятельными композиторами в то время были Сергей Михайлович Слонимский и Борис Иванович Тищенко. Десятников отдавал предпочтение Тищенко, со второго курса посещал его групповые занятия, но некоторое время (когда Арапов был болен) занимался под руководством Слонимского.
В музыкальных впечатлениях недостатка не было – на филармонических концертах звучали произведения Арнольда Шёнберга, Антона Веберна, Игоря Федоровича Стравинского, всеобщий интерес вызывала музыка Альфреда Гарриевича Шнитке. Не ограничивая свои интересы музыкой, Десятников много читал, и пристрастие к поэзии находило отражение в его творчестве – и в студенческие годы, и впоследствии. Источником вдохновения для него становились стихи столь различных авторов, как средневековый китайский поэт Тао Юаньмин (Три песни для голоса и фортепиано), Фёдор Иванович Тютчев (Три песни для сопрано и фортепиано), Гавриил Романович Державин (кантата «Дар»), Даниил Иванович Хармс и Николай Макарович Олейников (вокальный цикл для тенора и фортепиано) и даже фольклорные тексты в обработке Бориса Викторовича Шергина («Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина»).
Уже в ранний период творчества композитора привлекает музыкальный театр. Еще в студенческие годы Десятников создал оперу «Бедная Лиза» по повести Николая Михайловича Карамзина, в первой половине 1980-х гг. написаны две оперы для детей – «Никто не хочет петь» и «Витамин роста». Переломным моментом в его творческой судьбе стала постановка в Большом театре его оперы «Дети Розенталя». Это произведение – первый почти за три десятилетия заказ главного музыкального театра страны на оригинальную оперу – имеет фантастический сюжет, герой ее – ученый-биолог Алекс Розенталь, эмигрировавший из Германии в СССР. По сюжету оперы он успешно клонировал великих композиторов – Моцарта, Чайковского, Вагнера, Верди и Мусоргского – которые после его смерти начинают жить своей жизнью. При наличии таких персонажей музыка этого постмодернистского произведения не могла обойтись без отсылок к интонациям их произведений, но этим, разумеется, музыкальный язык оперы не ограничивается. «Дети Розенталя» прославили Десятникова, но, как утверждает композитор, не изменили его внутренне – просто о нем узнало большее количество людей.
Первое соприкосновение с балетным жанром в творческой жизни Десятникова произошло в 2006 г. Балетмейстер Алексей Осипович Ратманский поставил для американской труппы New York City Ballet балет «Русские сезоны» по одноименному сочинению Десятникова для скрипки, сопрано и камерного оркестра на фольклорные тексты. В дальнейшем сотрудничество композитора и хореографа продолжилось созданием балетом «Утраченные иллюзии», «Опера», «Песни Буковины», «Вываливающиеся старухи», «Одесса».
Еще одна творческая ипостась Десятникова – киномузыка, его музыка звучит в кинокартинах «Закат», «Мания Жизели», «Затерянный в Сибири», «Мишень», «Пленный».
Но каким бы широким ни был жанровый диапазон, сам композитор называет своим любимым жанром «трагически-шаловливую вещицу», а сущность своего стиля определяет как «минимализм с человеческим лицом» и «эмансипацию консонанса».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев