(1935–2014)

 

«Каждый день я прихожу в театр – это моя жизнь», – говорил выдающийся узбекский балетмейстер Ибрагим Юсупович Юсупов. И это действительно так: театру он отдал более полувека.

Ибрагим Юсупов появился на свет в городе Ургенче, в рабочей семье. Ему было всего пять лет, когда умерла мать, после этого Ибрагим жил с тетей в Ташкенте, а с четырнадцатилетнего возраста воспитывался в детском доме для одаренных детей. Тяготы послевоенного времени не препятствовали той творческой атмосфере, которая царила в детдоме: регулярно устраивались вечера у костра, во время которых воспитанники представляли музыкальные и хореографические номера. Много впечатлений приносили ребятам встречи с деятелями искусства, посещавшими детдом. Многие выпускники стали музыкантами, художниками, актерами. Связал свою судьбу с искусством и Ибрагимов. Когда пришло время выбирать учебное заведение, у него не было никаких сомнений – он поступил в Ташкентское хореографическое училище. Окончив его, он был принят в труппу Большого театра им. Навои, где вскоре стал солистом. Среди партий исполненных им – Ленни в балете «Тропою грома», Буниата в «Семурге», Шахрияр в «Шехеразаде», Тимур в балете «Любовь и меч», Конрад в «Корсаре». Однако молодой танцовщик ощущал в себе потенциал хореографа. Чтобы осуществить эту мечту, Ибрагимов отправился в Москву, где поступил в ГИТИС.

Жизнь в столице была нелегкой – приходилось в свободное от учебы время подрабатывать грузчиком на вокзале. Зато у молодого балетмейстера были прекрасные наставники: В ГИТИСе он обучался у Ростислава Владимировича Захарова, а по завершении учебы проходил стажировку в Большом театре у Юрия Николаевича Григоровича.

По возвращении в Ташкент первой балетмейстерской работой Юсупова стала постановка балета «Спартак». Арам Ильич Хачатурян приезжал в Ташкент во время работы над постановкой, в некоторые номера композитор внес изменения. Юсупов в Ташкенте поставил балет «Спартак» на год раньше, чем это сделал Григорович в Москве. Позднее, посмотрев спектакль Юсупова, Юрий Николаевич признал, что некоторые сцены в ней более интересны, чем в его собственной постановке.

В своем творчестве балетмейстер придерживался классических традиций. В Театре им. Навои Юсупов поставил множество спектаклей: «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Лейли и Меджнун», «Любовь и меч», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель». Эти спектакли представлялись не только в Ташкенте, но и на зарубежных гастролях, которых было немало, ведь Ибрагим Юсупович желал, чтобы искусство Узбекистана было известно далеко за пределами республики. Балетная труппа успешно гастролировала в Таиланде, Турции, Японии, Малайзии.

Одним из лучших творений хореографа стал балет «Томирис» на музыку Улугбека Мусаева, повествующий о легендарной предводительнице племени саков-массагетов, которая одержала победу над самим Киром Великим. Юсупов трактовал эту историю как противопоставление двух противоположных начал – войны, олицетворяемой жестоким тираном Киром, и любви, мирной жизни, воплощенной в образе Томирис. Женщина берется за оружие – но только для того, чтобы восстановить мир.

Имя Юсупова было известно за пределами СССР. Некоторое время он работал как педагог и балетмейстер в Германии, Польше, Вьетнаме. Он получал выгодные предложения, которые позволили бы ему продолжить карьеру за рубежом, но Юсупов не любил надолго покидать театр, который считал родным для себя. Но сотрудничество с иностранными коллегами было неотъемлемой частью его творчества. Так, в 1998 г. в двух спектаклях Театра им. Навои выступили японские танцовщики. Впоследствии японцы выступали в Ташкенте еще несколько раз, а узбекские артисты посещали Японию. Самым ярким моментом многолетнего сотрудничества Юсупова с японскими коллегами стало создание балета «Урошима таро» («Принцесса морей») в 2008 г. Руководитель труппы «Тойота-сити-балет» предложил в качестве сюжета японскую легенду о морской черепахе. Юсупов сам написал либретто, а музыку создал композитор Феликс Янов-Яновский. Работая над этим балетом, хореограф старался проникнуться духом японской культуры – изучал характерную походку японок и даже движения, характерные для восточных единоборств. Успех спектакля в Японии был колоссальным.

Танцовщикам, работавшим под руководством Юсупова, он запомнился как терпеливый наставник, старавшийся «отшлифовать» каждое молодое дарование. Многие артисты, прошедшие его школу, получали приглашения из-за рубежа. У балетмейстера это вызывало двойственные чувства: с одной стороны, это свидетельствует о высоком уровне узбекского балета, с другой – ему не хотелось, чтобы талантливые исполнители покидали театр.

Ибрагим Юсупов скончался в 2014 г. До последних дней жизни он не прекращал балетмейстерской деятельности.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.