Мы намеревались говорить о предстоящем с 1 по 4 ноября фестивале «Музыка Земли», который пианист придумал и проводит вот уже третий год. Но… Борис – это же человек-импровизация, а общение с ним – американские горки. Итак, читайте: Березовский о Сталине, космосе, «Хаммерклавире», съёмках в кино и… ударных инструментах!

Пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ

Пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ

Л.Я.: Удивляюсь, как вы летаете в три страны за одну неделю. Смена часовых поясов, усталость, да и сами перелёты – не страшно?

Б.Б.: Перелёты до сих пор доставляют мне огромное удовольствие. В самолётах я много хороших книг прочитал, много фильмов посмотрел. И ещё в самолётах я высыпаюсь.

Л.Я.: Интересно, какие фильмы вам нравятся?

Б.Б.: Понравился новый отечественный фильм «Время первых». Алексей Леонов, первым в мире вышедший в открытый космос, сказал, что это самое правдивое кино о том, что на самом деле происходило с экипажем «Восхода-2». Как Леонов не мог войти в шлюз, потому что скафандр деформировался. Как они с Павлом Беляевым катапультировались в тайге и их трое суток не могли найти. Это же надо, пройти через все испытания и едва не погибнуть от холода, так нелепо… В той космической экспедиции были сплошные ЧП, космонавты чудом выжили! Это вызывает у меня чувство восторга, зависти и преклонения перед этими людьми.

Л.Я.: А какие книги читаете?

Б.Б.: Люблю исторические книги Радзинского. Недавно прочитал его книгу «Сталин». Ужас, что творилось в стране. Не дай Бог снова пережить подобный кошмар. Надеюсь, это уже не повторится. Тогда была эпоха коммунизма. Сталин – помешанный на идее коммунизма параноик, который ради достижения своих целей не остановился бы ни перед чем, включая уничтожение мира… Судя по книге, «отец народов» хотел развязать Третью мировую войну. Короткий период, всего лишь два года, у СССР было явное военное преимущество над США. Сталин понимал, что это ненадолго. А так как в нашей стране Сталин всё решал единолично, он будто бы специально провоцировал Запад, чтобы снова начать войну. Слава Богу, умер. Не то нас всех давно уже не было бы в живых. Но есть и другое мнение: если бы на месте товарища Сталина оказался Троцкий, было бы ещё хуже! Словом, любой взгляд на историю – не более чем интерпретация событий. Сторонники генералиссимуса видят в нём лидера, сумевшего мобилизовать страну на победу над фашистской Германией, но… я не из их числа. Часто задаю себе вопрос: смог бы я так ответить Сталину, как великая пианистка Мария Вениаминовна Юдина? Это когда она в 1944 году по его указанию за ночь записала в студии Концерт № 23 Моцарта, за что Сталин прислал ей огромный гонорар, а она в ответ ему написала в Кремль: «Благодарю Вас, Иосиф Виссарионович, за помощь. Буду молиться о Вас денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. Господь милостив, он простит. А деньги я отдам на ремонт церкви, в которую хожу». Я бы так ответить не смог, к сожалению!!! И в этом контексте все мои публичные высказывания о вожде народов недействительны, потому что при его жизни я бы помалкивал.

Л.Я.: Словом, историческая литература интересует вас больше, нежели художественная?

Б.Б.: Художественную тоже читаю. Мои авторы скорее Чехов и Довлатов, нежели Достоевский и Толстой. Люблю поэзию, потому что можно прочитать два-три стихотворения и получить огромное удовольствие, не проводя за книгой время часами. Я музыкант, а мы привыкли к лаконичным формам: даже самая длинная симфония длится максимум полтора часа, а трёхтомный роман можно читать месяц!

Л.Я.: Вы артистическая натура. Мне кажется, вы могли бы стать оперным певцом или драматическим артистом… Как вы думаете, кем бы вы стали, если бы не были пианистом?

Б.Б.: Переводчиком. Языки безумно интересны. Переводить с французского или китайского – это, как и любое творчество, уход в другой мир, в иную реальность. Изучая языки, открываешь собственные новые возможности и пласт культуры, до сих пор неведомый, необычный. Что отличает одну культуру от другой? Прежде всего язык и всё, что с ним связано.

Л.Я.: О двуязычии Бродского только ленивый его не спрашивал. Правда, работа поэта и преподавателя университета напрямую связана с языком. Ваша же профессия с языком связана опосредованно: крещендо-диминуэндо, слава Богу, в нотах прописано, с дирижёром на итальянском языке музыкальной терминологии изъясниться можно. Однако вы прекрасно знаете английский, хорошо говорите по-французски. Это часть ваших исключительных способностей, так же, как и в области фортепиано?

Б.Б.: В области фортепиано способности действительно исключительные. Что касается языков, способности у меня совершено заурядные. Например, известный режиссёр, сценарист и продюсер Бруно Монсенжон, снявший документальные фильмы про Глена Гульда, Святослава Рихтера, Давида Ойстраха и других знаменитых музыкантов, говорит на 15 языках (!), причём в совершенстве. В том числе, по-русски и на иврите. Он утверждает: «Один час в день регулярных занятий, и через год ты знаешь язык». Это правда. Любой человек даже с весьма средними способностями может научиться говорить на иностранном языке, причём, почти в совершенстве, если регулярно заниматься час в день. А я 10 лет жил в Англии и почти 10 лет в Бельгии, где говорят по-французски. Правда, теперь, покинув языковую среду, замечаю, что общаться на французском мне стало сложнее…

Л.Я.: А времени регулярно заниматься языками по часу в день, конечно, нет?

Б.Б.: Время есть, но мне лень. Мог бы уже свободно говорить на десяти языках, но я люблю поваляться на диване. Читал интервью с полиглотом, так её больше всего раздражает, когда люди восторгаются: «Ах, у вас талант!» Никакого таланта. Если человек не выучил язык – это лень. Я знаю людей, которые не ленились, и потому владеют несколькими языками. Моя учительница Элисо Вирсаладзе говорит, по-моему, на восьми языках. Михаил Плетнёв свободно общается на основных европейских языках и даже азиатских, знает шесть-семь языков, а то и больше…

Л.Я.: А помимо языков, что вам интересно? Знаю, что вы заядлый театрал.

Б.Б.: Да, и недавно снялся в кино! Познакомился с Александром Гордоном. Ничего не знал об этом человеке, кроме того, что он известный телеведущий. Оказывается, он ещё и прекрасные фильмы снимает. Посмотрите «Огни притона» о жизни одесситов, «Пастух своих коров» о возвращении на природу человека, который разочаровался в городской жизни. Это авторское, фестивальное кино про жизнь, людские чувства и страсти, мне близок такой кинематограф.

Потом выяснилось, что Гордон ещё и страстный любитель народных песен. Причём поёт именно те песни, которые люблю и я – русские, украинские. Мы в буквальном смысле спелись. Неожиданно он предложил мне сыграть эпизодическую роль в его фильме, и я с радостью согласился: мне всегда интересно испытать в жизни что-то новое. Фильм, где я снялся, называется «Дядя Саша». По сценарию я композитор, пишу для своего соседа вальс. По идее режиссёра я под звуки вальса должен дирижировать и… лететь на флайборде. Когда Гордон сказал мне об этом, я решил, что он с ума сошёл. Вы представляете меня, летящем на флайборде?! Оказалось, флайборд в 1000 раз проще сёрфинга, и каждый может за 15 минут научиться летать на этой доске. Видишь такие полёты по телевизору – это кажется нереальным! Оказывается, всё просто: встаёшь на эту доску и быстро привыкаешь, как на ней балансировать. Надеюсь, эпизод с моим полётом будет зрелищным.

Л.Я.: Да, кинематограф заманчив, так, глядишь, станете киноартистом. Вы и сами наверняка убедились, что сняться в кино гораздо проще, чем сыграть Концерт № 2 Прокофьева. К тому же, года два назад вы сказали, что классическая музыка вам слегка поднадоела…

Б.Б.: Ну, это я сказал сгоряча. Обожаю классическую музыку, естественно, не всю, но ту, что ближе мне эмоционально – Рахманинов, Бетховен, Шуберт, Шопен. И никогда свою профессию не оставлю.

Л.Я.: Помнится, вы хотели сыграть «Гольдберг-вариации», но, послушав их в исполнении Глена Гульда, решили, что после него не стоит даже браться… Так и не взялись?

Б.Б.: Почему, я их сыграл. В моей пианистической карьере есть три произведения, которые я сыграл, что называется, «для галочки». Если мы хотим, чтобы нас всерьёз воспринимали (голос принимает иронический оттенок) в академических кругах, нам полагается играть «Гольдберг-вариации», «Вариации на тему Диабелли» и «Хаммерклавир». Вот три горы, на которые нужно взобраться. Я исполнил это в концертах, причём несколько раз. И всё! Больше я к ним не притронусь, потому что не люблю эти произведения.

Пресловутые «три горы» навязывает всему миру снобистская элитная публика и музыкальный истеблишмент, формирующий общественное мнение. А с моей точки зрения, это австро-немецкое и даже в чём-то… нацистское восприятие музыки. Якобы превосходство немецкой музыкальной культуры над другими культурами. С какой стати? Согласно их иерархии, всё начинается с Баха – он неоспоримый гений. После него – Моцарт, Бетховен. Затем композиторы как бы «послабее», вроде Шуберта. Но эти установки они сами придумали! Однако в сознании публики эти установки довольно сильны. И я взобрался на эти «три горы», только ради того, чтобы никто не посмел сказать, что я этого не играю. Да и для самосовершенствования полезно. Я обожаю Баха! Но ненавижу систему, которая расставляет приоритеты, которые по меньшей мере можно подвергнуть сомнению.

Л.Я.: Как известно, «лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал». Какие новые музыкальные вершины вы покорили?

Б.Б.: Хиндемит – гениальный, один из любимейших мною композиторов. Я записал Ludus Tonalis, а такие произведения играют, может быть, полпроцента пианистов из ныне здравствующих. Мне очень нравится это произведение! Но ещё больше мне нравится, когда в той же Германии отказываются ставить Хиндемита в программу, потому что говорят, что публика не придёт. Они его совершенно не понимают. Как не понимают Стравинского, по большому счёту. Ну что тут можно сказать? Что они идиоты. Я презираю этих людей.

Пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ

Пианист Борис БЕРЕЗОВСКИЙ

Кстати, 24 ноября приходите на концерт, где я в дуэте с изумительной японской скрипачкой Акико Суванаи сыграю четыре сонаты для скрипки и фортепиано – Бетховена, Грига, Прокофьева и Р. Штрауса. Это тоже очень высокие горы с точки зрения уровня сложности, да и исполняются редко.

Л.Я.: Послушайте, но если уж после Глена Гульда за Баха можно даже не браться, то после Моцарта нам всем вообще к клавиатуре не прикасаться что ли?..

Б.Б.: После какого Моцарта?

Л.Я.: Вольфганга Амадея. Говорят, он был непревзойдённый. Гений.

Б.Б.: Гений? Не знаю… Недавно на Зальцбургском фестивале я откровенно скучал на его опере. Ох, не люблю я все эти рейтинги гениальности…

Л.Я.: Хорошо, тогда давайте про фестиваль «Музыка Земли»: что будет интересного, кроме того, что во всех концертах будете играть вы?

Б.Б.: Композитор Кузьма Бодров сочинил для баяна и камерного оркестра виртуозную пьесу «Юмореска», которую исполнит совершенно выдающийся баянист Айдар Салахов в сопровождении камерного оркестра «Гнесинские виртуозы» из моей альма-матер – гнесинской школы, где я учился. Хочу, чтобы на нашем фестивале играл именно школьный оркестр – это же наше будущее, и играют прекрасно. В гала-концерте прозвучат ещё два современных сочинения, которые уже могли услышать те, кто побывал на открытии фестиваля 12 июня в РАМ им. Гнесиных. Ольга Викторова из Екатеринбурга специально для фестиваля написала рапсодию «Во Китае-городе» для фортепиано, ударных инструментов и камерного оркестра на основе причитаний и песен традиционной уральской свадьбы. Неоромантик Игорь Райхельсон создал композицию «Мерема» – вариации на темы этнографической фольклорной студии «Мерема» из Мордовии, успешно выступившей на фестивале 2016 года.

Ансамбль Лик, Ленинградская область

Ансамбль «Лик», Ленинградская область

С нетерпением жду, когда к камерному оркестру «Гнесинские виртуозы» присоединится фолк-группа из Швеции. Вместе они сыграют написанный для фестиваля контр-халлинг для камерного оркестра и народных инструментов. Халлинг – норвежский народный танец, а контр-халлинг – это когда добавляется ритмический рисунок против халлинга. Очень зажигательно! Фольклорные коллективы со всей России незаурядные. Весь фестиваль обещает быть очень-очень интересным.

Л.Я.: Почему на фестивале выступят именно шведы? Не бразильцы, не итальянцы, скажем?

Б.Б.: Кстати, хороший вопрос! Приедет Себастьян Дуба, контрабасист Шведского камерного оркестра, пробудивший во мне интерес к фольклору. Такой колоритный мужик с огромной бородой и удивительный музыкант – одинаково замечательно играет классику, джаз и фольклор. И от всего ловит кайф! Мне близок образ музыканта, который не зацикливается на одном направлении, а в любом из них чувствует себя комфортно. Он-то 15 лет назад и предложил мне послушать, как он играет фольклорную музыку со своими коллегами. Оба его партнёра тоже играют в симфоническом оркестре и увлекаются фольклором, ездят на фолк-фестивали по всей Скандинавии.

Шведский музыкант Себастьян ДУБА (контрабас)

Шведский музыкант Себастьян ДУБА (контрабас)

Тогда их выступление стало для меня потрясением. До этого я был убеждён, что фольклор – это примитив, но услышав бесконечно меняющиеся ритмы, мелодические орнаменты и украшения, осознал, что народная музыка вовсе не так проста, как я думал. С этого дня постепенно началось моё знакомство с фольклором. Так что, в Москву на фестиваль «Музыка Земли» приедет мой «крёстный отец» в области фольклорной музыки! Символический и немного сентиментальный для меня момент. А всё началось с приглашения пойти на его концерт в клуб, куда я отправился просто… от скуки. Как иногда один вечер может изменить жизнь, да?

Из иностранцев на фестивале будут ещё японские барабанщики – феноменальное шоу. Красивые национальные костюмы, мощное техническое оснащение – свет, звук, внешние эффекты. Помимо ярких музыкальных впечатлений ещё и зрелищность. Несколько раз был на их концертах, и всегда они вызывали невероятный восторг.

Л.Я.: Раз уж мы заговорили о барабанщиках, скажите, почему ваша младшая дочь выбрала ударные инструменты?

Б.Б.: Это её выбор. Ей нравятся ударные, она с удовольствием играет на ксилофоне. Фортепиано не подходит ей по темпераменту. Она спортивная, подвижная, оптимистичная. У пианиста всё-таки должен быть некий… излом (смеётся). Должна быть некая грусть… У неё этой грусти нет. Зато есть огромное количество энергии. Она сильная девчонка и, думаю, сможет стучать на рок-концертах по два часа. Но рок-музыка – это самый примитивный вариант ударных. То ли дело индусы с их бесконечными ритмическими вариациями. Я уже говорил о своей любви к индийскому фольклору. Надеюсь, и дочь к нему придёт. Мне нравится расслабленность индусов, состояние полной релаксации, их невероятная свобода: они играют и получают удовольствие от того, что делают. Это отличает их от японцев, чья невероятная энергетическая насыщенность на грани эмоционального срыва. Японцы трудоспособны, стараются достичь идеальной синхронности, на сцене выверено каждое их движение. Но всё это зиждется на колоссальном напряжении. А индусы сидят себе в позе лотоса, играют с улыбкой и ловят кайф. Но главное преимущество индусов – способность к импровизации. Они часами могут творить чудеса на ударных инструментах – потрясающе! Я разговаривал с людьми, которые профессионально занимаются ударными инструментами, для них индусы-ударники – это боги.

И прямо противоположный пример. Однажды в самолёте посмотрел «Одержимость» об американском ударнике, это фильм, взявший три «Оскара» в 2014 году. Там деспотичный, армейского склада руководитель учит молодого барабанщика: «Ты плохо играешь, всё не так, всё плохо, давай ещё!» Тот работает до изнеможения, разбивает руки в кровь, падает… Во имя чего такие муки?.. Когда жуткий диктатор постоянно орёт на ученика, это напоминает мне наше отечественное музыкальное образование, основанное на постоянном крике. Слава Богу, меня в жизни эта участь миновала, но в основном обучение происходит именно так – жестоко и безжалостно. Да, метод «дрессуры» даёт высокие результаты, но мне хотелось бы настоящего удовольствия от игры, свободы и… полёта. Как в открытом космосе.

Эллина ПАК, альтистка, жена Бориса Березовского

Эллина ПАК, альтистка, жена Бориса Березовского

Эллина ПАК, альтистка, жена Бориса Березовского

Л.Я.: Английская пословица гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина». Борис Березовский – человек гениальный. Трудно ли быть рядом с гением? И ещё у вас двое детей, и пресловутый быт на ваших плечах. Откуда вы черпаете силы?

Э.П.: Начнём с английской пословицы. Конечно, хотелось бы верить, что она справедлива, но… я не считаю себя великой. Есть действительно великие люди, которых я боготворю, они сильно на меня повлияли, в первую очередь – мои родители и учителя. Если я сама чего-то достигла в жизни, то исключительно благодаря правильным решениям, которые вовремя принимала. Конечно, это чудо, что мы с Борей вместе, и что мы сошлись характерами. Он очень лёгкий человек. Непритязательный в быту, особенно к мелочам, которым другой великий человек придавал бы огромное значение. Мне с ним легко и весело. У него абсолютно детское восприятие реальности: как ребёнок радуется каким-то событиям! А мне лично этого свойства не хватает. И я учусь этому у Борьки.

Компенсировать затраченную энергию помогает прежде всего природа. Каждое лето мы ездим отдыхать в Хорватию, где происходит восполнение наших сил. Там природа такая красивая, кристально чистая и такая щедрая! Энергию восполняешь, видя прозрачность воды и воздуха, общаясь с простыми и бесхитростными людьми. А ещё недавно мы переехали в новую квартиру, где Борис захотел сделать русскую печку, без дымохода, конечно, но с подогревом. И её сделали. Теперь на нашем семейном острове появилось чуть больше времени для себя. Лёжа на русской печке, можно читать, отдыхать и вообще забыть о том, что ты находишься в центре мегаполиса.

Между мной и Борисом гармоничный баланс: в стрессовой ситуации мы быстро принимаем решение, которое даже не обсуждаем, – без слов. Когда я чувствую, что он в абсолютном цейтноте, и нужно подставить Борису своё плечо, я это делаю с удовольствием. Я его хорошо понимаю: он музыкант, я музыкант. Да, иногда тяжеловато бывает. Порой он настолько увлекается импровизацией в жизни, что реализовать его невероятные фантазии сложно. Тогда я говорю ему: «Борь, ты гений, а я нормальный человек. Помоги мне. Так стремительно мыслить, как ты, я не умею».

А дети подрастают, скоро их уже не надо будет водить за руку, и у меня станет больше времени на мои музыкальные и другие творческие проекты. Бесконечная опека детям только вредит. Тут надо проявить гибкость: с одной стороны, поддержать сына и дочь, с другой – научить их быть самостоятельными. Это тоже своего рода искусство.

Андрей КОТОВ, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»

Андрей КОТОВ, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки Сирин

Андрей КОТОВ, руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин»

Л.Я.: Какие качества отличают Бориса Березовского как человека, музыканта и художественного руководителя фестиваля-конкурса «Музыка Земли»?

А.К.: Помимо безмерной человеческой доброты, ему свойственна непосредственность, присущая лишь поистине ярким музыкантам. Непосредственность, граничащая с юношеским взглядом на мир. Он открыт людям. И эта открытость, с одной стороны, притягивает к нему как магнит, с другой стороны, позволяет ему самому впитывать разнообразие мира, который его окружает. Он абсолютно лишён расчётливости, прагматизма. Я не слышал, чтобы он злобно отзывался о ком-то – никогда! Ему свойственна деликатность чрезвычайная. Даже если он делает замечание, то в позитивной манере. Потому что прекрасно понимает, что любое негативное высказывание способно подрезать человеку крылья, убить в нём желание двигаться дальше, развиваться, познавать новое.

Как музыкант он работоспособен и трудолюбив невероятно. Берётся за сложнейшие сочинения, подвластные лишь единицам из ныне концертирующих пианистов мира. И почти в каждом произведении Борис находит соприкосновения классической музыки с традиционной. Ведь музыкальный язык исполняемых им великих композиторов Рахманинова, Грига, Бартока зиждется на традиции, глубоких национальных корнях.

Его фестиваль «Музыка Земли» уникален именно тем, что представляет многообразие взаимосвязей народной и академической музыки. Для публики это первая возможность услышать на одной сцене шедевры совершенно разных, казалось бы, полярных музыкальных направлений. Хотя для подлинного музыканта они не являются полярными.

В 2016 году на фестивале «Музыка Земли» студенты и педагоги фольклорного отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова благодарили Бориса за то, что он создал фестиваль, где традиционный фольклор представлен наравне с классикой. А нам, экспертам, сказали: «Наконец-то музыканты мирового уровня, такие как Борис Березовский, признали, что фольклор – не менее сложная, глубокая и интересная музыка, нежели академическая».

Фото предоставлены оргкомитетом Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли».

Бесплатные пригласительные билеты на концерты III Всероссийского фестиваля-конкурса «Музыка Земли» с 1 по 4 ноября 2017 года можно заказать на сайте www.muzikazemli.ru

Все права защищены. Копирование запрещено