(1912–1977)
Один из ведущих представителей советской фортепианной школы родился в 1912 году в Подмосковье, в Орехово-Зуево, в семье часовщика Владимира Михайловича Флиера. Многодетная семья никак не была связана с музыкой профессионально, но, несмотря на это, одна из двоюродных сестёр Якова Владимировича училась музыке. Именно от неё, а впоследствии и от Сергея Корсакова – местного преподавателя музыки и композитора – с 1919 года получал свои первые уроки игры на инструменте Яков Флиер.
Это обучение нельзя было назвать профессиональным, как в техническом, так и в творческом плане, но способности Якова помогли ему выйти на определённый уровень владения инструментом, и в 11 лет он поступает в Центральную музыкальную школу, в фортепианный класс Г.П.Прокофьева и С.А.Козловского.
В юные годы Флиер практически никак не проявляет себя, но в 1928 году, в возрасте неполных шестнадцати лет, поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано к Константину Николаевичу Игумнову – талантливому пианисту и довольно сложному человеку. Игумнов был «живым хранителем» знаменитых традиций русской фортепианной школы – его учителями были Танеев и Зилоти, что не могло не отложить отпечаток на формировании стиля молодого Якова Флиера.
В годы обучения в Московской консерватории Флиер явно выделяется на фоне других студентов своей технически богатой игрой. Тогда же, снова под влиянием Игумнова, формируются и репертуарные пристрастия молодого пианиста. Как и его учитель, Яков Флиер явно тяготеет к композиторам-романтикам, таким как Лист, Шопен, Рахманинов. Именно они на тот момент составляют, и впоследствии продолжат составлять основную часть его пианистического репертуара.
Когда 21-летний Флиер решил выбрать для своего дипломного концерта Третий концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром, Игумнов поначалу был против этой идеи, ссылаясь на юный возраст исполнителя и техническую трудность концерта. Но когда педагог услышал готовый вариант исполнения, то признал правоту ученика.
Третий концерт Рахманинова стал для выпускника консерватории настоящим прорывом. Именно «отлично», полученное Яковом Владимировичем в 1934 году на экзамене в консерватории, дало ему возможность участвовать во II Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде (1935), где он завоевал первый приз, затем на конкурсе в Вене (1936), где также стал победителем.
Финальным аккордом шествия Флиера по конкурсам стал конкурс имени Эжена Изаи в Брюсселе в 1938 году, где пианист занял третье место.
Конкурсные «баталии» не только принесли мировую известность молодому пианисту, но и обозначили негласную «борьбу» между представителями двух разных фортепианных школ – Эмилем Гилельсом и Яковом Флиером. Многие годы эти два пианиста делили между собой не только призовые места на конкурсах, но и симпатии почитателей их таланта.
Однако после череды громких побед, начала блистательной карьеры, многочисленных гастролей, у Якова Владимировича случается несчастье – в конце 1948 года обостряется болезнь рук, и Флиер вынужден покинуть сцену. Он посвящает себя преподаванию в Московской консерватории, и старается сохранить те традиционные принципы и методы обучения, которые привил ему К.Н.Игумнов – тактичность и внимательность к авторскому тексту, умение «довести» ученика до понимания смысла произведения, умение «слушать» интересы своих воспитанников.
В это время учениками Я.В.Флиера становятся такие пианисты, как Лев Власенко и Белла Давидович.
Спустя 11 лет после перерыва, в начале 1959 года, Яков Владимирович решает вернуться на большую сцену. И возвращение состоялось, причём триумфальное. В течении трёх последующих лет Флиер побывал с концертами в Англии, Японии, США.
Пианист стремится к расширению своего репертуара и активно исполняет произведения современных композиторов – концерты Дмитрия Кабалевского и Арама Хачатуряна. Но сам пианист чувствует, что наиболее полно его выдающаяся техника игры может раскрыться только в «романтическом» репертуаре. И оказывается прав. Яков Флиер «вошёл в историю» не только с Третьим концертом Рахманинова, но и с записями произведений Листа, мазурок, ноктюрнов и вальсов Шопена. Именно там и проявились точность фразировки, красота звука и знаменитый флиеровский темперамент.
Яков Флиер продолжает преподавать в Московской консерватории (с 1945 года – профессор) и из его класса выходит целая плеяда талантливых пианистов – Родион Щедрин, Михаил Плетнёв, Виктория Постникова, Владимир Фельцман, Сергей Мусаэлян и многие другие.
«Обращаясь к таким музыкантам, как Яков Владимирович Флиер, учась у него, особенно важно было суметь запомнить и унаследовать его отношение к музыке, к искусству в целом, к жизни. В своих учениках он стремился, прежде всего, воспитать преклонение перед красотой, гармонией, искренностью творческого переживания. Часто, желая кого-либо похвалить, он говорил: “красиво сыграно”, “красиво звучит”; это являлось в устах учителя признаком особого одобрения», – говорил Михаил Плетнёв о своём учителе.
В декабре 1977 года, во время Всесоюзного конкурса пианистов в Ленинграде, где выступал его ученик Михаил Плетнёв, Яков Владимирович умер от болезни сердца в Москве.
В 2007 году про него был снят документальный фильм «Рыцарь романтизма».
Записи Флиера вышли в антологии «Русская исполнительская школа».
Его именем названы школа и улица в г. Орехово-Зуево.
В феврале 2017 года был установлен бюст пианиста в фойе Большого зала Московской консерватории.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев