(1928-1996)
Лев Николаевич Власенко родился в 1928 году в музыкальной семье Н.А.Власенко и В.С.Бендицкой. Неудивительно, что с раннего детства его окружала музыка, и столь же рано он начал учиться ей профессионально. В десять лет Лев уже дебютировал в Тбилиси в концерте с оркестром.
Первые шаги в постижении мастерства он сделал под руководством своей матери, Веры Соломоновны, потом продолжил обучение у А.Д.Вирсаладзе. И мать Льва Николаевича, и Анастасия Давыдовна Вирсаладзе, были хранительницами славных традиций русской фортепианной школы, которые, безусловно, получили своё продолжение в формировании пианистического «почерка» Власенко.
В 20 лет молодой музыкант принимает решение переехать в Москву и продолжить обучение там. Лев Власенко поступает не только в консерваторию, но и в Институт иностранных языков, на романо-германское отделение (сказывается детское увлечение) и совмещает учёбу.
В консерватории он попадает в класс Константина Игумнова, «наследника» А.Зилоти и выдающегося пианиста-«романтика». Но, к сожалению, обучению не суждено было быть долгим – вскоре Игумнов скончался, и Власенко перешёл к его ассистенту, тоже уже известному пианисту Якову Флиеру.
Многие музыкальные критики отмечали, что Флиер и Власенко были похожи, не только в выборе репертуара, но и по стилю игры – у обоих был яркий темперамент и отточенная техника владения инструментом. Впоследствии эта «похожесть» станет причиной их крепкой дружбы, профессиональной и личной.
В то время, когда к нему в класс попал Власенко, Яков Флиер переживал непростой период – его карьера пианиста прервалась по болезни, и он старался как можно больше знаний «вложить» в талантливого подопечного. Этим объясняется тот факт, что Лев Власенко очень быстро «входит» в романтический репертуар своего учителя. В этот период его основными композиторами становятся Ференц Лист, Шопен, Моцарт и Рахманинов.
В 24 года Власенко оканчивает два вуза и поступает в аспирантуру к Я.В.Флиеру.
В 1956 году он принимает участие в конкурсе пианистов имени Листа, где одерживает победу, а в 1958-ом на Первом конкурсе имени П.И.Чайковского уступает только Вану Клиберну, получив II премию.
«Искрометная фортепианная бравура, общая приподнятость тона, громкая сценическая «речь», фресковый, мощный стиль игры – все это подлинная стихия Власенко. Тут пианист предстает с наиболее выигрышной для себя стороны», – так писал о игре Льва Николаевича Геннадий Цыпин.
Власенко активно гастролирует, не забывая при этом о преподавании. Он работает в разных вузах, в том числе в Московской консерватории. Среди его учеников немало талантливых пианистов – к примеру, Наталья Власенко, Михаил Плетнёв, Фарида Нуризаде, Каринэ Оганян.
Несмотря на сохранение общего романтического стиля игры, его репертуар претерпевает небольшие изменения – например, кроме Листа и Рахманинова, он обращается к творчеству Шуберта и Прокофьева. Но та широта и увлечённость материалом, с которой играет Лев Николаевич, не позволяет ему полностью «раскрыться» в таком репертуаре.
Сам же Власенко выделяет для себя трёх наиболее важных и близких ему по духу композиторов – это Лист, Рахманинов и Бетховен. В конце 80-х он записывает пять концертов Бетховена. Всего за годы карьеры им записано семь пластинок.
Авторитет Власенко в мировом пианистическом сообществе был велик, и его приглашают в жюри многих состязаний. Лев Николаевич становится председателем жюри Х Международного конкурса имени П.И.Чайковского. После этого он переезжает в Австралию, где вместе с дочерью – пианисткой Натальей Власенко – преподаёт в консерватории.
Лев Николаевич Власенко скончался в 1996 году.
В честь юбилея Л.Н. Власенко в Московской консерватории в сезоне 2013/14 прошёл цикл концертов-посвящений.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев