Март выдался насыщенным событиями для русского Лондона. Всем сделал грандиозный подарок маэстро Спиваков в Барбикане 8 марта. В воскресенье, 12 марта в Лондонском Колизее прошёл гала «Иконы русского балета», посвящённый наследию Ballets Russes – «Русского балета» Дягилева. В среду, 15 – Project Polunin («Проект Полунина») в театре Сэдлерс-Уэллс, о чём напишу позже.
За замечательные ежегодные мартовские встречи со звёздами балета мировой величины нужно благодарить Ensemble Productions. В прошлом году под их эгидой с блеском прошло представление Ave Maya, посвящённое Майе Плисецкой, которая должна была приехать, но увы… В 2015 году отмечался десятилетний юбилей «Икон русского балета», в 2012 – гала-вечер был посвящён Анне Павловой, в 2011 – Галине Улановой.
На концерт я пришла пораньше, поэтому успела раскланяться с Н. Цискаридзе, занятого своими делами (я помню его на этой сцене в синем макияже с золотыми ногтями и в костюме «кошмар обойщика» на Дягилевском фестивале). Вечер начинался не в обычные для Лондона 19:30, а в семь вечера. Публика долго ждала у закрытых дверей, но наконец-то всех пустили в зал.
Программа обещала быть великолепной – и в некоторых номерах не обманула ожиданий.
Вечер открывала «Шахерезада». Иван Васильев в роли Золотого раба и ведущая солистка Большого театра Кристина Кретова в партии Зобеиды прекрасно справились как с танцевальными, так и с актёрскими задачами. Ярко выраженная мужская харизма, невероятность полётных прыжков Васильева, от которых просто захватывало дух: изысканность и грация в воздухе – и ошеломляющая внезапность чётких остановок после приземления. Кретова – прямая наследница традиций Галины Улановой, так как уже многие годы готовит свои партии под руководством Нины Семизоровой, её верной ученицы. Призраки Иды Рубинштейн, Тамары Красавиной, Вацлава Нижинского, Веры и Михаила Фокиных проглядывали в позах, положении рук и движениях этой пары танцовщиков.
«Рубины» на музыку Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром) в первом отделении, станцованные Сарой Лэмб и Стивеном МакРеем, и «Бриллианты» на музыку П. И. Чайковского во втором, где танцевали Мария Кочеткова и Тайлер Энджел, – это 2-я и 3-я части балета «Драгоценности» (Jewels), который будет показан в Королевской опере с 1 по 21 апреля этого года (и куда я собираюсь попасть и сравнить). Задник сцены украшен россыпями сверкающих камней, соответствующих миниатюрам. Баланчин поставил этот балет в 1967 году, когда познакомился с Клодом Арпелем, владельцем ювелирного магазина. Костюмы для него были созданы Барбарой Карински: коротенькая юбочка, естественно красная, – в «Рубинах», классическая белая пачка – в «Бриллиантах»… Танец солистов был виртуозен! И даже был слышен перестук камней на короткой красной юбочке во время танца…
Light Rain (хореография Джеральда Арпино, музыка Дугласа Адамса), который исполнили Лючия Лакарра и Марлон Дино, впервые был представлен 4 ноября 1981 года. Лючии было всего пятнадцать лет, когда она танцевала «Аллегро брилланте» Баланчина. У балерины потрясающая пластика – стопы, владение телом, какая-то особая виртуозная легкость исполнения… Магнетическое воздействие на зал произвела эта пара своим выступлением, поддержками, позами. Kрики браво долго не смолкали.
Характерный «Петрушка» в исполнении Владимира Шклярова на музыку Игоря Стравинского вызвал «правильные» ассоциации: Сергей Дягилев, 1911 год, Вацлав Нижинский, Париж, Русские сезоны…
Один из лучших номеров вечера, на мой взгляд, – «Умирающий лебедь», который был исполнен балериной Берлинского театра Яной Саленко с очаровательной грациозностью. Безусловно, сложно описать танец словами. Это нужно видеть, находясь в зале. Лебедь в начале танца – красивая, сильная птица, поющая на закате лебединую песнь, песнь высокого романтического порыва. Руки-крылья плывут, трепещут, как бы стряхивая капли воды, и медленно и плавно опускаются, затихая. Выйдя из самой глубины левой кулисы на мелких па-де-бурре спиной к зрительному залу, Яна заворожила своим танцем с первого взмаха рук-крыльев, которые навеяли мне воспоминания о Майе Плисецкой, увиденной в этом образе лет тридцать пять тому назад. С. М. Мессерер поставила для Майи «Лебедя» когда той не было ещё и шестнадцати (и та постановка не имела отношения к хореографии М. М. Фокина 1907 года для Анны Павловой).
«Лебединое озеро» – классика русского балета на музыку П. И. Чайковского. Вряд ли найдётся балетное произведение более известное и при этом с более сложной и противоречивой сценической судьбой. Например, в 1995 году британский хореограф Мэтью Борн всколыхнул всю Англию своей неожиданной интерпретацией этого балета, где действие происходит в современной королевской семье и исполнители – исключительно мужчины. Сделано было великолепно, и постановка имела оглушительный успех!
А в этот вечер Чёрное па-де-де исполнили Людмила Коновалова – прима Венского балета и Вадим Мунтагиров – премьер Королевского балета Великобритании. Наслаждение с первых тактов: прекрасная музыка, кружевная работа ног примы, фуэте, сольные партии – всё это вызвало шквал оваций и долгие рукоплескания. Артистам удалось показать уровень накала страстей посредством танца, выразить мысли и чувства, донести их до зрителя – ведь это кульминация драматического замысла балета.
Современный балет несколько видоизменился, он мне нравится, но всё же классика – моя истинная любовь!
Одинокое кресло на сцене. Девушка, утомлённая своим первым балом, засыпает у открытого окна, держа в руке розу. Прима-балерина Мариинского театра Юлия Махалина и Ксандер Париш подарили незабываемый «Призрак розы» (Le Spectre de la rose) – одноактный балет на музыку пьесы Карла Марии фон Вебера. Вебер был одним из первых композиторов, объединившим несколько вальсов общим сюжетом в одну пьесу. Балет был поставлен Михаилом Фокиным для «Русского балета». 19 апреля в 1911 году Тамара Карсавина с Вацлавом Нижинским танцевали его в Монте-Карло. В основу сюжета положено стихотворение Теофиля Готье, в котором юная девушка беседует с призраком цветка, который накануне она держала, танцуя на балу:
Развей девические грёзы,
Что нежный сон тебе соткал,
Гляди, гляди, я призрак розы,
Тобою сорванной на бал.
Ещё вчера была одета
Я утра трепетной росой,
Но в суете и блеске света
Ты вечер провела со мной…
Девушке снится, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает её танцевать. Их танец обрывается с первыми лучами солнца. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается.
После Евгении Образцовой и Дмитрия Гуданова в «Спящей красавице» П. И. Чайковского в постановке Петипа публику отпустили на перерыв.
Упомяну «Жар-Птицу», которую великолепно и очень характерно станцевали Мария Александрова с Владиславом Лантратовым. Ещё долго пёрышки от костюма порхали по сцене…
И остановлюсь чуть подробнее на «Фее кукол» – одноактном дивертисменте, который танцевали ученики Вагановской академии. Впервые этот балет на музыку Йозефа Байера был показан в 1888 году на сцене Венского придворного театра. В 2015 году Николай Цискаридзе, возглавляющий академию, возродил «Фею кукол» (её премьера состоялась на сцене Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге). Стремление к точному образу, к гармонии можно было видеть в танце феи и двух Пьеро, который когда-то исполняли Матильда Кшесинская, Сергей Легат и Михаил Фокин. Он вызвал восторг зрителей и бурю оваций.
Последним был «Дон Кихот» с Тамарой Рохо и Исааком Эрнандесом. Помня её зажигательную Китри году этак в 2010, не совсем понятно, что произошло. Хотя платье было то же, и сцена не чужая ей…
И отдадим должное оркестру Английского национального балета, которым дирижировал в этот вечер Валерий Овсянников.
Все права запрещены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев