Михаил Барышников

(р. 1948)

Михаил Барышников«Я не стремлюсь танцевать лучше других, я хочу танцевать лучше самого себя», – это изречение наилучшим образом отражает творческое кредо Михаила Барышникова, русского танцовщика с непростой судьбой.

Михаил Николаевич Барышников родился в 1948 году в Риге. Отец его – офицер – был человеком суровым, искусством не интересовался, да и с сыном душевной близости у него не было. В противоположность ему, мать любила театр, музыку, балет и привила эту любовь сыну. Мальчик начал заниматься в балетной студии, а затем поступил в Рижское хореографическое училище, где учился у Валентина Блинова и Юрия Капралиса.

Как и другие ученики, Михаил принимал участие в спектаклях Латвийской национальной оперы. В 1964 году, во время гастролей театра в Ленинграде, талантливый юноша привлёк внимание одного из артистов Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), и тот отвел Михаила Барышникова к преподавателю Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета) им. А. Я. Вагановой. Там его проэкзаменовал Александр Иванович Пушкин (тот самый, который был наставников Рудольфа Нуриева) и посоветовал ему поступать в училище. В дальнейшем Михаил Барышников занимается у А. Пушкина в этом прославленном учебном заведении, а на предпоследнем курсе становится лауреатом Международного конкурса артистов балета в Болгарии.

В балетную труппу Театра им. С. М. Кирова Михаил Барышников был принят сразу же после окончания училища в 1967 году. Обычно молодые танцовщики начинают свою работу в театре в качестве артистов кордебалета, но в данном случае уникальная одарённость исполнителя была такова, что ему сразу же начинают доверять исполнение сольных партий: Голубая птица, а чуть позже – принц Дезире в балете «Спящая красавица», па-де-де в «Корсаре», «Пламени Парижа» и «Коппелии», па-де-труа в «Лебедином озере», Базиль в «Дон-Кихоте».

Михаил Барышников отличался превосходной музыкальностью и координацией движений, зрителей покорял его прыжок, но также проявлял он и актёрское дарование. Именно это качество продемонстрировал танцовщик в миниатюре, поставленной Л. Якобсоном специально для него. В этом номере артист воплотил образ знаменитого хореографа XVIII века Огюста Вестриса.

Блестяще удалась ему заглавная роль в балете Н. Червинского «Гамлет». В 1971 году, когда был впервые поставлен балет Н. Касаткиной и В. Василева на музыку А. Петрова «Сотворение мира», М. Барышников стал первым исполнителем роли Адама. Спектакль был под угрозой запрета, недовольство властей вызывало всё: и сюжет, «пропагандирующий божественное происхождение человека», и элементы симфоджаза в музыке А. Петрова, высказывались и совсем уж абсурдные обвинения – в сходстве грима Создателя с В. И. Лениным, а плаща Чертовки – с красным знаменем… Но всё-таки премьера состоялась – и публика смогла в полной мере оценить все те необычные, сложные комбинации, которые продемонстрировал М. Барышников.

Но миниатюра Л. Якобсона и «Сотворение мира» – это лишь редкие моменты, когда танцовщик мог проявить подлинное новаторство. В целом обстановка в театре к этому не располагала – главный балетмейстер К. Сергеев предпочитал новым веяниям строгий академизм. Но всё же М. Барышников уже достиг положения лучшего артиста балетной труппы, и это позволило ему в 1973 году провести свой творческий вечер, репертуар для которого выбирал он сам. Он не стал исполнять вариации и дуэты из классических балетов, а обратился к современным хореографам с просьбой создать специально для него одноактные балеты. М. Мурдмаа поставила балеты «Дафнис и Хлоя» и «Блудный сын», а Г. Алексидзе – «Дивертисмент». Во всех трёх постановках немалое значение имел прыжок, напоминающий полёт, который блестяще исполнял танцовщик.

Михаил Барышников достиг вершины славы на родине. Он не только выступает в театре, но и снимается в фильмах-балетах – «Город и песня», «Сказ о холопе Никишке», выступает даже в качестве драматического актёра в телеспектакле С. Юрского «Фиеста» по роману Э. Хемингуэя. Он удостаивается звания Заслуженного артиста РСФСР. Но артист лишён главного – свободы творчества. Его идеи не встречают понимания не только у чиновников от искусства, но даже у коллег. Выдающийся французский хореограф готов поставить спектакль специально для него – но театр отказывается… И вот во время гастролей театра в США в 1974 году А. Минц предлагает ему стать артистом Американского театра балета – и М. Барышников соглашается. Это решение не только определило его собственную судьбу, но и повлияло на судьбу произведения, к рождению которого он был причастен: балет «Сотворение мира» надолго исчез из репертуара отечественных театров.

Оставшись на Западе, танцовщик получает возможность работать в разных хореографических направлениях. С триумфом прошёл спектакль «Жизель» с его участием (заглавную роль исполняла Н. Макарова). Он становится премьером труппы, а в 1980 – руководителем. Репертуарный диапазон простирается от балетов А. Бурновиля до новейших произведений.

М. Барышников сотрудничает с самыми известными хореографами, выступая в балетах Р. Пети («Юноша и смерть», «Кармен»), Ф. Аштона («Месяц в деревне», «Конькобежцы»), Дж. Роббинса («Опус 19», «Другие танцы»), Дж. Батлера («Медея»), Дж. Ноймайера («Подразумеваемое»). Исполнял он и сольные партии в балетах Дж. Баланчина, который очень тепло к нему относился, но из-за проблем со здоровьем не мог поставить балет специально для него.

Исполнял Михаил Барышников и партии в классических балетах: Колен в «Тщетной предосторожности», Зигфрид в «Лебедином озере», Джеймс в «Сильфиде». Но в дальнейшем он отходит от классического репертуара, отдавая предпочтение модерну. Главной областью его творчества становятся не роли в спектаклях, а номера-монологи. В одном из таких номеров – «Биение сердца» – танцовщик даже отказывается от музыкального сопровождения, его заменяет стук сердца исполнителя, транслируемый в зал посредством специальных датчиков и усилителей.

В 1990 году он основал собственную труппу. Но творчество М. Барышникова не ограничивается балетом. Он снимался в фильмах и даже был номинирован на премию «Оскар».

В 2005 году в Нью-Йорке был отрыт Центр искусств Барышникова.

 

Музыкальные Сезоны

 

Просмотров: 3 589