В Дрездене завершился юбилейный 40-й фестиваль классической музыки (Dresdner Musikfestspiele). Публике было представлено свыше пятидесяти концертов классической музыки. Фестиваль ежегодно радует своими яркими и изысканными программами, и в этом несомненная заслуга его интенданта, немецкого виолончелиста Яна Фоглера.

В Дрездене завершился 40-й фестиваль классической музыкиЯн Фоглер: Сегодня в Дрездене возможностей для фестиваля стало гораздо больше. В 1978 году, когда фестиваль был только основан, мы располагали лишь Дворцом культуры, где и проходили все концерты. Земперопер все еще находилась на реконструкции, не было ни Фрауэнкирхе, ни нового зала, ни Большого сада, ни Замка Вакербарт – все появилось гораздо позже. И мне очень повезло, что, когда я вступил в должность интенданта, мы уже располагали таким количеством площадок. Я подумал, что Дрезден готов стать международным культурным городом. Он всегда был культурным городом, но, с 2009 года, когда мы начали делать фестиваль более современным, к сегодняшнему моменту мы можем представить зрителям множество различных форм искусства от современной мировой музыки до больших оркестров и барочных ансамблей, играющих на оригинальных инструментах. Такое разнообразие очень важно для фестиваля, потому что у нас несколько высококлассных оркестров, и культурная жизнь довольно насыщенна, как в Санкт-Петербурге. Но на фестивале нужно предстать миру музыки во всем великолепии, разнообразии жанров и экспрессивности.

— Почему в этот раз девизом фестиваля стал «Свет»?

Я.Ф.: Свет – не только эликсир жизни человечества, но и символ просветления, свободы, прозрачности и энергии. На немецком языке нам нравится называть людей, которые благодаря своим предвидениям и мужеству ведут нас в будущее, «Lichtgestalten» – «фигуры света» (на английском языке есть термин «носители факелов»). Если вспомнить Баха, Бетховена, Шостаковича или Стравинского, все они запечатлели музыкальную историю главным образом потому, что синтезировали в музыкальное творчество общественные события, или потому что их композиции вызвали их собственные музыкальные революции. Сегодня у нас также есть музыканты, которые соединяют границы и пространства, преображают нашу музыкальную жизнь. Мы пригласили многих из этих фантастических исполнителей рассказать историю изменений в классической музыке, проследив путь света через музыку, вплоть до наших сегодняшних дней. Я думаю, в мире существует небольшая проблема: люди боятся будущего, они смотрят в прошлое, во мрак, пытаются в нем найти свою индивидуальность, судьбу и счастье. Моим же желанием остается дать им возможность посмотреть в будущее и увидеть свет, обрести себя. Будущее невозможно без света. И я хочу сказать: верьте будущему, устремляйтесь к свету, это так важно для развития музыки и искусства.

— По какому принципу была выстроена программа юбилейного фестиваля?

Я.Ф.: Принцип – хорошее качество. Мы представляем сильнейших артистов во всех жанрах классической музыки, в джазе, танце и опере, стараемся показать самые большие голоса нашего времени. И каждый из артистов, кому есть что сказать, рано или поздно будет приглашен на наш фестиваль.

 — Оркестр Мариинского театра – частый гость фестиваля. В этом году он снова вместе с маэстро Гергиевым представлял Россию на Дрезденском фестивале.

Я.Ф.: Это было великолепно, ведь Мариинский оркестр стал первым приглашенным музыкальным коллективом в новом зале, что особенно ценно. Первый концерт в новом Дворце культуры был доверен именно маэстро Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра. Это был действительно ошеломительный успех! Для меня Валерий Гергиев является одним из самых выдающихся дирижеров мира, всегда с большим интересом соглашаюсь на различные совместные проекты с ним. Безусловно, он один из важнейших музыкантов, которые у нас есть, потому что он живет в одно время с нами и пытается сделать его более живым и ярким, наполнить само время музыкой. Мне было особенно приятно услышать в интерпретации Гергиева Пятую симфонию Шостаковича и сцены из опер Рихарда Вагнера. В том же вечере приняла участие голландская оперная дива Эва-Мария Вестбрук».

 — Замечательно, что новый зал Дворца культуры стал одной из главных концертных площадок саксонской столицы. На ваш взгляд, как изменилась акустика после реконструкции здания?

Я.Ф.: Фактически это новый зал. Старое здание 1969 года разрушили и построили абсолютно новое, не имеющее никакого отношения к прежнему залу. Я думаю, теперь он гораздо лучше, потому что стал более открытым, теплым и уютным. Он не кажется большим, хотя там 1800 мест, что не мало, но гораздо больше, чем Земперопер, где 1150 мест. Я считаю, для фестиваля это большой шаг вперед, потому что мы теперь можем демонстрировать гораздо больше красок, и великолепные оркестры теперь будут хорошо приняты в этом чудесном зале.

— Без участия молодых музыкантов немыслима история Дрезденского фестиваля. Каждый год публика открывает новые имена, знакомится с искусством талантливых молодых виртуозов. В этот раз запомнилось выступление швейцарского пианиста Франческо Пьемонтези, хорошо зарекомендовавшего себя на мировом музыкальном олимпе.

Я.Ф.: Да, Франческо оставил очень яркое и неординарное впечатление. Его выступление в Большом саду стало одним из знаковых событий камерной программы фестиваля. А еще у нас выступил с чудесным концертом в замке Вакербарт молодой китайский музыкант, девятнадцатилетний Ню Ню. Я убежден, что молодые люди – это наше будущее. Я стараюсь давать им возможность выступить сначала на менее значительном концерте. Публика обычно влюбляется в них, и затем они возвращаются снова. Ян Лисецкий, который также сначала дебютировал в Замке Вакербарт, затем вернулся к нам, но уже с легендарным Филадельфийским симфоническим оркестром, а в этот раз публика наслаждалась его игрой с Лондонским филармоническим оркестром и маэстро Владимиром Юровским. Сейчас Лисецкий – известный музыкант, и я вижу, что мы можем открывать новые имена в музыкальном мире и способствовать карьерам молодых артистов.  В этом и есть наша определенная миссия.

*************

В Дрездене завершился 40-й фестиваль классической музыки

Среди участников юбилейной фестивальной программы – настоящий парад музыкальных коллективов и солистов: крупнейшие симфонические и камерные оркестры из Цюриха, Санкт-Петербурга, Лондона, Бирмингема, Праги, Парижа, Брюсселя; звезды вокального и исполнительского искусства: Анне-Софи Муттер, Брин Терфель, Маттиас Гёрне, Гил Шахам, Питер Серкин, Стивен Иссерлис, Вальтрауд Майер, Кристиан Тецлафф и многие другие. Германию наряду с оркестрами Дрездена представляли музыкальные коллективы из Франкфурта-на-Майне, Лейпцига и Берлина

В один из вечеров на сцене Нового зала Дворца культуры Дрездена, по форме схожего с виноградной лозой, выступил симфонический оркестр Франкфуртского радио под управлением своего главного дирижера Андреса Ороско-Эстрады. Прославленный Гил Шахам виртуозно исполнил Скрипичный концерт Бетховена. Нежное звучание скрипки Шахама дополнялось чутким аккомпанементом оркестра, интуитивно следовавшим за солистом. Также в программе концерта прозвучали «Lontano» («Далёкое») для большого оркестра Дьёрдя Лигети и музыка балета «Весна священная» Игоря Стравинского. Акустика в отреставрированном зале Дворца культуры Дрездена великолепная! Оркестр Франкфуртского радио звучал очень сбалансированно и динамично. Андрес Ороско-Эстрада в очередной раз проявил себя чутким и очень эмоциональным дирижером. После ухода Пааво Ярви Франкфуртскому оркестру крупно повезло, что его преемником стал такой уникальный и темпераментный музыкант, как Андрес Ороско-Эстрада.

В Дрездене завершился 40-й фестиваль классической музыки

В день Святой Троицы в Кройцкирхе состоялся совместный концерт Dresdner Musikfestspiele и фестиваля Роберта Шумана.

Саксонский вокальный ансамль (Sächsisches Vocalensemble), Дрезденский камерный хор «Motettenchor» и Камерный оркестр «Camerata lipsensis» под управлением Маттиаса Юнга исполнили ораторию «Илия» Феликса Мендельсона. В основу «Илии» положены Третья и начало Четвертой Книги Царств Ветхого Завета. Образ ветхозаветного пророка Илии, обличавшего безнравственные поступки царя и народа, был для Мендельсона особенно актуален: «Я представляю себе Илию настоящим пророком, какого нам нужно было бы теперь, сильного, горячего, нервного и мрачного, даже недоброго, борющегося с придворным сбродом, почти со всем миром». Сольные партии в оратории исполнили: Мария Перльт (сопрано), Генриетта Гёдде (контральто), Патрик Граль (тенор), Хенрик Бём (бас).

В Дрездене завершился 40-й фестиваль классической музыки

Еще одним откровением фестиваля стало выступление оркестра Дрезденской Штаатскапеллы под управлением Дэниела Хардинга. Солист – Маттиас Гёрне (бас-баритон). На сцене Земперопер прозвучали произведения Густава Малера (дивная по красоте мелодий «Blumine», 2-я часть гамбургской редакции знаменитой Первой симфонии, и вокальный цикл на стихи Фридриха Рюккерта «Песни об умерших детях») и Антонина Дворжака. Его Восьмая симфония соль мажор постоянно в репертуаре немецкого оркестра. Прошлым летом мне посчастливилось услышать интерпретацию этого сочинения Манфредом Хонеком. И вот теперь Дэниел Хардинг – абсолютно разные прочтения одного и того же материала.

Праздник музыки в столице Саксонии завершился грандиозным концертным исполнением оперы Бетховена «Леонора» (первоначальная редакция «Фиделио», 1805 год) с участием солистов, Балтазар Нойман хора и Дрезденского фестивального оркестра под руководством Айвора Болтона.

 

Материалы предоставлены пресс-службой Dresdner Musikfestspile

 

Все права защищены. Копирование запрещено