В Москве открылся IX международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича.

Бессменный вдохновитель и инициатор форума Ольга Ростропович снова дарит любителям классической музыки встречи с прославленными музыкантами мира.

Ольга Ростропович: «Я не ориентируюсь и не стремлюсь руководствоваться какой-то особой национальной принадлежностью музыкантов. Я просто знаю, кого следует приглашать на этот фестиваль, кто как играет и звучит сегодня, что немаловажно. Если я хожу на концерты фестиваля, то должна чисто эгоистично получать от этого удовольствие, наверное, как и многие другие слушатели»!

Присутствие имен скандинавских музыкантов в афише фестиваля вполне обосновано. Его гостями в разное время были норвежский виолончелист Трулс Мёрк, финский маэстро Эса-Пекка Салонен, Датский национальный симфонический оркестр и многие другие музыканты.

Ольга Ростропович: «Мстислав Леопольдович очень любил бывать в скандинавских странах, в Дании, например. Его связывали теплые дружеские отношения с королевой этой страны. В любой стране он имел своих преданных и отзывчивых друзей, и они всегда отвечали ему взаимной любовью. Они до сих пор его помнят и очень скучают по нему».

Концерт-открытие IX фестиваля оказался под тенью траура, в связи трагическими событиями в Кемерове. Вечер в Большом зале консерватории начался с минуты молчания в память о погибших.

Ну а затем звучала бессмертная музыка Сергея Прокофьева, учителя Мстислава Леопольдовича, в исполнении дебютантов фестиваля – симфонического оркестра Берлинского радио и датского дирижера Томаса Сондергаарда.

В настоящее время он возглавляет один из ведущих британских коллективов Национальный оркестр Уэльса ВВС, параллельно являясь главным приглашенным дирижером Королевского шотландского национального оркестра.

Мстислав Ростропович стал своего рода маяком для молодого Сондергаарда, его путь к дирижерской карьере был весьма тернистым, долгое время музыкант играл на ударных в Молодёжном оркестре Европейского Союза.

Томас Сондергаард: «Я очень счастлив быть гостем этого замечательного фестиваля. Мстислав Ростропович оказал на меня большое влияние. Я прекрасно помню концерт оркестра Европейского Союза в Афинах, которым дирижировал Ростропович. Я играл тогда на литаврах. Это была Одиннадцатая симфония («1905 год») Дмитрия Шостаковича. До сих пор впечатления переполняют мое сердце и душу от того памятного концерта. В дальнейшем, когда я уже стал дирижером, мне доводилось сотрудничать с Мстиславом Леопольдовичем. Так что я снова получал массу бесценных замечаний и реплик из уст этого гения».

Монографическая программа, посвященная Сергею Прокофьеву, неслучайна. В марте этого года минуло 65 лет со дня кончины великого российского композитора. В годы эмиграции Сергей Прокофьев выступал с Симфоническим оркестром Берлинского радио, и это тоже одно из знаменательных совпадений нынешней программы.

Открыла концерт сюита из оперы «Любовь к трём апельсинам». Оркестр Берлинского радио, управляемый магическим Томасом Сондергаардом, впечатлил своей невероятной фантастической игрой, полной театральных красок, хлёстких эмоций, эксцентрики и буффонады.

Симфония-концерт для виолончели с оркестром ми минор, похоже, становится традиционным произведением в программах фестивалей. В 2012 году сложнейшее звуковое полотно Прокофьева, посвященное Мстиславу Ростроповичу, отменно сыграла американская виолончелистка Алиса Вайлерштайн в сопровождении Симфонического оркестра де Пари под руководством Пааво Ярви. В этот раз право исполнения принадлежало еще одному молодому виолончелисту, выпускнику Высшей школы музыки королевы Софии, победителю XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского Пабло Феррандесу (Испания). Его вдохновенная манера игры, яркая харизма, удивительное чувство формы и стиля исполняемого произведения воодушевили не только зрителей, но и музыкантов берлинского оркестра, с которыми у Феррандеса сложилось идеальное взаимопонимание.

Ольга Ростропович: «Я считаю, что виолончель Пабло с оркестром Берлинского радио звучала совершенно по-особому. Просто феноменальный результат, я поражена звуком и манерой игры этого молодого человека. Сразу заметна школа и исполнительская традиция, занятия с Натальей Шаховской (ученицей Мстислава Ростроповича) не прошли бесследно. Смычок Пабло на струне будто утюг, слышны все оттенки и нюансы. Настолько тончайшим оказался баланс между солистом и оркестром, просто как единое музыкальное пространство. Дай бог успехов в творческой жизни талантливому Пабло. Я уверена, что его ждет еще очень насыщенная продолжительная музыкальная карьера.

Вообще я должна сказать, что очень трепетно и с душой отнеслась к формированию этой программы. Мы не могли миновать дату памяти Сергея Прокофьева, близкого человека и учителя моего папы. Я думаю, что если бы сегодня папа был с нами (а он точно с нами), он наверняка бы эту дату заметил. Мне тоже показалось это совершенно естественным. Мстислав Леопольдович боготворил Сергея Прокофьева с первых дней своей встречи с ним. Они были очень похожи, и на редкость сошлись характерами. Папа просто обожал Сергея Сергеевича. На титульном листе партитуры симфонии-концерта для виолончели с оркестром, которую Сергей Сергеевич подарил папе, написано: «Посвящается выдающемуся талантливому Мстиславу Ростроповичу в память о совместных трудах над концертом». Мстислав Леопольдович показывал Сергею Сергеевичу все эти сумасшедшие технические приемы игры, в дальнейшем ставшие основой материала сочинения. Прокофьев действительно открыл новые грани звучания виолончели. Неслучайны оказались папины заветы. Я так подозреваю, зная его характер и преклонение перед Сергеем Сергеевичем, он специально старался делать так хитроумно и трудно, чтобы долгое время просто единолично играть это произведение и ни с кем его не делить. Так это на самом деле и продолжалось долгое время. Папа был единственным исполнителем, который играл Симфонию-концерт».

Трогательным и щемящим оказался бис Пабло Феррандеса, созвучный печальной атмосфере дня памяти жертв пожара в Кемерове: каталонская «Песня птиц» Пабло Казальса. Хрупкое и нежное звучание виолончели Феррандеса воспарило ввысь, растворяясь в звенящей тишине пространства Большого зала консерватории.

Последняя Седьмая симфония до-диез минор соч.131 Сергея Прокофьева – еще одна заметная удача программы выступления оркестра Берлинского радио. Интерпретацию Томаса Сондергаарда отличали прозрачность и необычайная внутренняя свобода, широта мысли и сокровенная лирика.

В фестивальных концертах на сцене Большого зала консерватории выступят крупнейшие музыкальные коллективы из Германии, Австрии и России, выдающиеся музыканты современности. Начало Страстной недели ознаменуется исполнением «Страстей по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха, в котором примут участие немецкие солисты, Мюнхенский хор мальчиков, оркестр и хор KlangVerwaltung под управлением Эноха цу Гуттенберга.

Завершится фестиваль российской премьерой мультимедийного проекта режиссера Карлуша Падриссы на сцене Государственного Кремлевского дворца. В исполнении Большого симфонического оркестра имени Чайковского под управлением испанского дирижера Антонио Мендеса прозвучат симфонические поэмы знаменитой «Римской трилогии» Отторино Респиги. Захватывающее представление, созданное в интерьерах Дворца искусств королевы Софии в Валенсии и Римского оперного театра в Термах Каракаллы, станет ярким финальным аккордом смотра.

 

фото — Александр Куров

Фотографии предоставлены пресс-службой

Фонда Мстислава Ростроповича.

Все права защищены. Копирование запрещено.