(1868-1923)

Пьерина Леньяни

Пьерина Леньяни – итальянская танцовщица, чьей родиной был Милан… какие ассоциации вызывает это название у любого поклонника музыкального театра? Конечно же, «Ла Скала»! И творческая судьба Пьерины была неразрывно связана с этим прославленным театром с самого ее начала. Она обучалась искусству танца в балетной школе при этом театре, основал которую К.Блазис. Наставницей будущей балерины была К.Беретта.

Телосложение Пьерины Леньяни, казалось бы, не лучшим образом подходило для балетного искусства – рост небольшой, ноги мускулистые, какого-то особого изящества не было, большой драматической одаренностью она тоже не отличалась… Но у танцовщицы были иные достоинства, которыми она смогла покорить публику, дебютировав в 1888 году в родном городе. Ее отличала исключительная виртуозность – она с предельной легкостью выполняла тройные пируэты и прочие сложнейшие танцевальные движения, причем даже такие, какие прежде считались исключительной принадлежностью мужского танца – например, туры в воздухе. Эта бравурность танца позволила балерине начать успешную карьеру – она выступала в разных европейских городах, а в 1892 году возвратилась в Милан, в «Ла Скала», где Пьерина становится в балетной труппе ведущей солисткой.

Год спустя П.Леньяно приезжает в Санкт-Петербург. Это был не первый визит танцовщицы в Россию – в 1891 г. она выступала в Москве. Теперь же ей предстоит выступать в столице. Танцовщицы итальянской – в частности, миланской – школы были хорошо знакомы российской публике: В.Цукки, К.Брианца – эти выдающиеся исполнительницы уже оставили Мариинский театр на момент появления там П.Леньяни.

Столичная публика жаждала истинной виртуозности – и тридцатилетняя артистка не обманула зрительских ожиданий. По свидетельству современника, не нужно было никакой рекламы – наилучшей рекламой стало само по себе первое выступление П.Леньяни в Мариинском театре. Это была партия Сандрильоны в балете Л.Иванова и Э.Чекетти «Золушка» – и исполнительница произвела истинный фурор, продемонстрировав двадцать восемь фуэте и не сдвинувшись при этом с места ни на сантиметр.

Из всех итальянских танцовщиц, почтивших своим выступлением российскую сцену, Пьерина Леньяни оказалась наиболее близка русской балетной школе. Не только виртуозность была присуща ей, но и музыкальность, женственность и особая «певучая» пластика. Не случайно с ее именем оказался связан один из самых известных русских балетов – «Лебединое озеро». Когда в 1884 году Л.Иванов представил на концерте, посвященном памяти П.И.Чайковского, свою постановку «лебединой» картины второго действия, именно П.Леньяни выступила там в партии Одетты. Когда же год спустя в Мариинском театре Л.Иванов и М.Петипа поставили новую полную версию «Лебединого озера», она воплотила два ставших классическими балетных женских образа – нежной Одетты и коварной Одиллии. Если в роли Одетты танцовщица демонстрировала поэтичность танца, то в партии Одиллии были сосредоточены наиболее эффектные приемы. И, конечно же, не обошлось без ее коронного «эффекта» – фуэте. Для этого балетмейстерам даже пришлось подобрать дополнительные такты музыки в па-де-де Зигрфида и Одиллии, набралось их тридцать два – соответственно, фуэте тоже было тридцать два. Среди поклонников балета даже возникла своеобразное обыкновение – считать их количество вслух.

Впрочем, своими тридцатью двумя фуэте П.Леньяни поразила не только публику, но и самих артистов балета – и, конечно, тех, кто готовился таковым стать. По воспоминаниям балерины Т.Карсавиной, уже на следующий день после этого спектакля в училище в любом углу можно было увидеть вращающиеся силуэты… но прошло несколько лет, прежде чем это техническое чудо освоила М.Кшесинская, а затем и иные отечественные балерины. Что же касается П.Леньяни, эта роль была особенно любима ею, и даже поздравляя Л.Иванова с юбилеем, она преподнесла ему золотой сувенир с надписью «От Одетты».

Еще один балет М.Петипа, первой исполнительницей центральной роли в котором была П.Леньяни – это «Раймонда». При создании балета хореограф ориентировался на ее особенности – потому-то шесть вариаций так сложны и совершенно не похожи друг на друга, а Раймонда считается одной из самых сложных партий. Искусство П.Леньяни оценил даже такой далекий от балета человек, как Ц.Кюи: его рецензия посвящалась в основном музыке А.Глазунова, но не отметить «грандиозность и грациозность» техники ее танца он не мог.

Пьерина Леньяни стала последней иностранной балериной, танцевавшей на императорской сцене. Ее деятельность в Мариинском театре закончилась неожиданно: М.Кшесинская увидела в ее лице соперницу. Благодаря своим придворным связям она добилась, чтобы для П.Леньяни перестали ставить большие балеты (хотя условия контракта это предусматривали). Это подтолкнуло итальянскую балерину к решению расстаться с Мариинским театром. Ее последним выступлением стал в 1901 году балет «Камарго». Балерине преподнесли ее портрет в раме из цветов, серебряную чашу и множество иных драгоценных подарков.

В тот год П.Леньяни оставила не только Мариинский театр, но и балетную сцену вообще. Возвратившись в Италию, она до самой смерти в 1923 году занималась исключительно заботой о своей семье.

 

Музыкальные Сезоны