(1847-1930)
Вирджиния Цукки – итальянская балерина – родилась в Парме в 1847 году. Сценическую деятельность она начала рано – в составе путешествующей по стране детской труппы, а позднее поступила в школу театра «Ла Скала», где обучалась балетному искусству у Джованни Лепри и Карло Блазиса. Дебютировала шестнадцатилетняя танцовщица в Падуе, где она выступила в балете «Стелла».
С 1874 года Вирджиния Цукки танцует в театре «Ла Скала» в «Ролле» и других балетах (Луиджи Манцотти. Для успеха у девушки было все – красота, неистовый темперамент, виртуозность… впрочем, этим публику в Италии удивить было невозможно – блестящая техника вообще считалась отличительной особенностью итальянских танцовщиц. Но было у Вирджинии еще одно качество, благодаря которому она изменила представление современников о классическом балете – исключительный драматический талант.
Слава Цукки растет от спектакля к спектаклю, ее с нетерпением ждут в Испании, Великобритании, Германии. С 1883 года танцовщица выступает в театре «Эден» в Париже. Здесь и увидел выступление Вирджинии Цукки русский горный инженер, писатель и знаток балета Константин Скальковский. Именно по его инициативе антрепренер Михаил Лентовский пригласил Вирджинию в Россию.
Прибытие Цукки в Россию выглядело неожиданным во всех отношениях – Михаил Лентовский обычно приглашением артистов балета не занимался, его областью деятельности являлся драматический театр, а также создание спектаклей-феерий и исторических панорам. Для участия в одном из подобных спектаклей – «Путешествии на Луну», основанном на произведении Жюля Верна – и приглашалась Лентовским в Петербург Вирджиния Цукки.
Вокруг предстоящего прибытия итальянской звезды балетной сцены разгорелись споры. Ситуация усугублялась тем, что по балетным меркам Вирджиния Цукки была не так уж молода – ей было уже тридцать восемь лет. Может быть, она уже не та, что прежде, и решила приехать в Россию потому, что на Западе публика потеряла к ней интерес? Но высказывалось и противоположное предположение: в каком бы качестве ни выступила Вирджиния Цукки на российской сцене, она сделает это безупречно! Россияне, придерживавшиеся второго мнения, не были обмануты в своих ожиданиях.
В 1885 году Вирджиния Цукки заключила договор с Мариинским театром. Первоначально Мариус Петипа был шокирован ее поведением, которое казалось даже вызывающим: танцовщица могла появиться на публике с распущенными волосами, иногда устраивала скандалы, постоянно носила с собою небольшую фляжку, наполненную вином, время от времени прихлебывая из нее… Но все можно было простить талантливой исполнительнице, сочетающей безупречную технику с драматическим талантом! И скоро Мариус Петипа в этом убедился.
В Петербурге Вирджиния Цукки исполняла партии в различных балетах – «Эсмеральда», «Пахита», «Дочь фараона», «Тщетная предосторожность». Драматизмом ее исполнения восхищался Константин Сергеевич Станиславский, еще не разработавший свою систему – он считал балерину превосходной актрисой, восторгаясь ее выразительнейшей мимикой. Влияние знаменитой итальянки испытывали многие российские молодые танцовщицы, была среди которых и Матильда Кшесинская. По ее признанию, увидев на сцене Вирджиния Цукки, она впервые осознала и прочувствовала, к чему должна стремиться артистка, если хочет иметь право так называться.
Во время пребывания Цукки в российской столице не было недостатка в желающих поучиться у нее – хотя бы понаблюдать, как репетирует она, но итальянская артистка этого никогда не позволяла, репетируя за плотно закрытыми дверями: делиться профессиональными секретами она не желала принципиально.
В Петербурге Вирджиния Цукки выступала до 1888 года, а затем возглавляла балетную труппу в Одессе, танцевала в различных частных театрах в Москве. Она создала собственную труппу и с нею гастролировала по стране. В труппе Цукки начинал свою творческую деятельность в Москве испанский танцовщик Хосе Мендес, осуществивший постановку балета «Катарина, дочь разбойника».
Обладая страстным темпераментом и неуемной жаждой деятельности, Цукки не желала оставлять сцену даже тогда, когда, казалось бы, возраст к этому располагал – и она не сумела вовремя уйти. Расплата была жестокой: когда в Екатеринославе в 1910 году 63-летняя располневшая балерина вышла на сцену в образе Эсмеральды, публика не пощадила ее. Но даже столь сокрушительное фиаско не сразу заставило танцовщицу отступить: на другой день она исполняет роль Лизы в «Тщетной предосторожности». Реакция публики была еще более негативной и темпераментной: зрители принялись забрасывать пожилую балерину овощами и даже… обрушили хрустальную люстру. Несчастной пришлось в буквальном смысле убегать со сцены, а для компенсации ущерба балерина вынуждена была продать свои драгоценности.
После этого инцидента Вирджиния Цукки прекращает сценические выступления и возвращается на родину, где она занимается преподаванием. Танцовщица ушла из жизни в 1930 году в Монте-Карло.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев