(р. 1972)
«Романтический герой», «пианист всепоглощающей чувствительности», – такими восторженными эпитетами награждают критики Николая Луганского. Сам Николай Львович к суждениям критиков – и позитивным, и негативным – относится философски, полагая, что эти суждения отражают сущность не только музыканта, но и самого критика… но в данном случае следует безоговорочно признать правоту критиков!
Николай Львович Луганский появился на свет в Москве, но родители его не были коренными москвичами: мать приехала в столицу из Душанбе, отец – из Калужской области. Не были они и музыкантами: отец обучался в Физико-техническом институте, мать получала специальность биохимика в МГУ, но объединила их любовь к музыке, в частности, к операм Джузеппе Верди. Первым инструментом будущего музыканта стало игрушечное фортепиано, на котором мальчик в пятилетнем возрасте подбирал мелодии знакомых песен. Это помогло родителям разглядеть его музыкальную одаренность.
Профессиональное обучение музыке началось в Центральной музыкальной школе. Поначалу мальчик не задумывался о будущей профессии – он не сразу начал рассматривать этот вопрос даже тогда, когда началась выездные концерты (первое гастрольное выступление юного пианиста состоялось в Горьком). Николай Львович даже не помнит уже, когда он принял решение стать музыкантом – все произошло как будто само собой, очень естественно. Его первой наставницей была Татьяна Евгеньевна Кеснер, но она ушла из жизни, когда он был шестиклассником, и в дальнейшем он учился у Татьяны Петровны Николаевой, о которой сохранил самые трогательные воспоминания. Она обладала качеством, которое Луганский называет «безумной жаждой музыки» – она постоянно находила и демонстрировала ученикам новые записи.
Одним из самых ярких впечатлений школьных лет стал Конкурс им. П.И.Чайковского, который десятилетний Николай Луганский посещал в качестве зрителя. Его тогда очень увлекали обсуждения – кто победит? – но с годами ему перестала нравиться эта сторона музыкальных конкурсов, уподобляющая их спортивным состязаниям.
Окончив ЦМШ под руководством Татьяны Николаевой, Николай Луганский продолжал учиться у нее в Московской консерватории. Наставница была для него почти родным человеком, и ее смерть во время гастролей в США стала для него тяжелым ударом. Теперь его учителем стал Сергей Леонидович Доренский – это был совсем другой музыкант и другой педагог, тем не менее, взаимодействие с новым наставником сложилось не менее удачно, чем с Николаевой.
Тем временем, приближался очередной Конкурс им. П.И.Чайковского – и на него Николай Луганский уже мог прибыть не как слушатель, а как участник. Случилось так, что пианист получил травму руки, несколько месяцев вообще не мог играть, и подготовка к конкурсу стала дополнительным стимулом для восстановления исполнительской формы. «Играй смело, ярко, ни на кого не обращай внимания», – так наставлял его Сергей Доренский перед выступлением в финале конкурса. И действительно, в исполнительской манере Луганского никогда не было ничего показного или наигранного… На том конкурсе в 1994 г. пианист завоевал вторую премию, но, учитывая, что первая премия не была присуждена никому, можно считать его победителем. Члены жюри отмечали в его манере исполнения «нечто рихтеровское». Святослава Теофиловича Рихтера Луганский называет одним из своих кумиров наряду с Эмилем Григорьевичем Гилельсом и Бенедетти Микеланджели, но он никогда не пытался подражать кому-либо из них, полагая, что музыкант должен иметь свое собственное лицо, а не играть «под других».
Назвать любимое произведение или любимого композитора Николай Луганский затрудняется – ведь его репертуар так велик, и он постоянно пополняется. Разумеется, существуют и такие композиторы, с творениями которых он не чувствует душевной близости – например Игорь Федорович Стравинский или Альфред Гарриевич Шнитке – но в целом его творческий диапазон весьма широк: Исаак Альбенис, Иоганнес Брамс, Эдвард Григ… Очень любит он играть произведения Сергея Васильевича Рахманинова, например, Третий концерт, хотя он и связан с колоссальной физической нагрузкой. В Эдинбурге пианист исполнил все пять фортепианных концертов Сергея Сергеевича Прокофьева, а для гастролей на родине композитора – в Донбассе (точнее, в Донецке) – в год юбилея Прокофьева выбрал Второй концерт. Очень близки ему фортепианные циклы Роберта Шумана – «Юморески» и в особенности «Детские сцены» (по мнению пианиста, это отражение личности композитора, который всю жизнь оставался ребенком в душе).
Хотя спортивный азарт в музыке Николаю Луганскому не по душе, вне музыкального творчества ему нравятся спортивные игры – теннис, бадминтон. Любит он играть в шахматы. Любимые писатели, с книгами которых он не расстается на гастролях – Александр Сергеевич Пушкин и Антон Павлович Чехов. Еще одна страсть музыканта – путешествия, и он счастлив, что его работа дает возможность много путешествовать.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев