(1908–1989)
Композитор, педагог, литератор, общественный деятель – столь многогранной была деятельность Михаила Ивановича Чулаки. Родина композитора – город Симферополь. В пору его детства в Симферополе часто гастролировали известные дирижеры, виолончелисты и другие исполнители, культурная жизнь города давала множество художественных впечатлений, что способствовало зарождению любви к музыке и проявлению музыкальной одаренности. Михаил Чулаки обучался искусству композиции в родном городе в музыкальном училище у Ивана Ивановича Чернова – ученика Николая Андреевича Римского-Корсакова, и потому не кажется удивительным то очевидное влияние Римского-Корсакова, которым отмечены первые произведения Чулаки, написанные для симфонического оркестра.
Следующим шагом стало поступление в Ленинградскую консерваторию. И здесь тоже молодой композитор попадает в класс ученика Римского-Корсакова – Михаила Михайловича Чернова, а позднее он обучался у Владимира Владимировича Щербачева. Одно из произведений, созданных Чулаки в качестве дипломной работы – сюиты «Майские картинки» для двух фортепиано – стало репертуарным, его исполняли многие пианисты. Наряду с сюитой в качестве выпускной работы была представлена Симфония № 1.
Но вот годы учения остались позади, настало время самостоятельно определить направление творческого пути. Михаил Чулаки обращается к балетному жанру. Сотрудничая с Малым оперным театром в Ленинграде, композитор создал три балета. Первый из них – «Сказка о попе и работнике его Балде» – был поставлен в 1939 г. Постановка второго произведения – балета «Мнимый жених», основанного на комедии Гольдони «Слуга двух господ» – была запланирована на 1941 г., но этому воспрепятствовало начало войны, и балет был представлен публике в 1946 г., а по прошествии трех лет тот же театр поставил еще один балет Чулаки – «Юность», основанный на романе Николая Алексеевича Островского «Как закалялась сталь».
Говоря о балетном творчестве Михаила Чулаки, нельзя обойти вниманием произведение, автором которого он не является, но без участия Михаила Ивановича это произведение не появилось бы на сцене. Речь идет об «Иване Грозном» – балете на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева. Обладая прекрасным «балетным чутьем», Чулаки смог создать партитуру для балетной постановки, используя не только номера из музыкального сопровождения к кинокартине Сергея Михайловича Эйзенштейна, но и отрывки из других сочинений Прокофьева – Симфонии № 3, Русской увертюры, кантаты «Александр Невский». Балет, поставленный в 1975 г. Юрием Николаевичем Григоровичем, удостоился одобрения критиков и восторгов публики.
В области балетной музыки Михаил Чулаки достиг наибольших успехов – но, разумеется, это была не единственная область его творчества. Например, в 1944 г., композитор создал героическую кантату «На берегах Волхова». С военными событиями связано и другое его произведение – Симфония № 2, завершенная в 1946 г. (автор посвятил это сочинение Великой Победе). Перу композитора принадлежат и другие симфонические сочинения – Симфония № 3, сочетающая черты симфонии как таковой и концерта, цикл «Песни и танцы старой Франции», отличающийся яркой, поистине театральной образностью.
Творческой работе Михаила Чулаки совершенно не мешала деятельность административная. Ему было всего тридцать лет, когда он впервые был назначен на руководящую должность, возглавив филармонию в Ленинграде, а в 1955 г. возглавил Большой театр. В пору его работы на этом посту в репертуаре главного музыкального театра страны появилось немало новых произведений: «Война и мир», «Легенда о любви», «Семен Котко», «Спартак», «Енуфа» и другие оперы и балеты. Заслугой Чулаки является и организация первых обменных гастролей между Большим театром и «Ла Скала».
Чулаки никогда не был «борцом с системой» – он был убежденным коммунистом, но музыка всегда была для него важнее мнения власть имущих. Например, у него вызывала возмущение практика так называемых правительственных концертов, ради которых отменялись репетиции и даже спектакли, и однажды он на свой страх и риск не стал отменять спектакль «Лебединое озеро» ради такого концерта, посвященного визиту в СССР Джавахарлала Неру (на его счастье, высокий гость сам изъявил желание посмотреть балет, а не концерт). Подобная независимость могла дорого стоить в советскую эпоху, и в конечном итоге Чулаки лишился поста директора (определенную роль сыграла в этом его дружба с Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем).
Не менее важной стороной деятельности Чулаки было преподавание в Ленинградской консерватории – этим Михаил Иванович занимался с 1933 г. Своим ученикам, среди которых – Евгений Павлович Крылатов, Николай Моисеевич Шахматов и другие известные композиторы, он запомнился как исключительно доброжелательный педагог. Созданное им учебное пособие «Инструменты симфонического оркестра» выдержало четыре издания. Перу Чулаки принадлежат не только учебные пособия, но и книга воспоминаний «Я был директором Большого театра», статьи о музыкантах-современниках.
Композитор ушел из жизни в 1989 г.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев