Валентина Лисица и Госкапелла России с Валерием Полянским

Еще одна исполнительница, за творчеством которой я слежу, как и за творчеством Бориса Гильтбурга, более полутора десятков лет – Валентина Лисица. 1 марта, в продолжающуюся вьюгу и мороз, она играла в Кадоган-холле Третий концерт Рахманинова вместе с Государственной симфонической капеллой России. Сложно передать состояние восторга, внутренней сосредоточенности и напряжения, радостного волнения, когда играют Валентина, Борис или совершенно особенный для меня Евгений Кисин.

Валентина Лисица, родившаяся в Украине, и проживающая в Америке, официально является любимым классическим пианистом в Интернете. В YouTube на ее сайте более сорока миллионов просмотров. Вероятнее всего, это гораздо больше числа слушателей, посетивших концерты всех великих виртуозов прошлого века.

Третий концерт имеет репутацию одного из самых сложных в техническом плане. Но, кто знаком с творчеством Валентины, прекрасно понимают, что для нее это не является проблемой. Безукоризненная точность, бескомпромиссность в темпе, четкий активный ритм оркестрового сопровождения – всё завораживало слушателей. Лиричная в некоторые моменты, она в основном играла бравурно, ярко, с огромным настроением. Это чувствовалось, и слышалось в музыке, особенно учитывая, что она выбрала версию, которую сам Рахманинов, по словам Горовица, не записывал и не играл.

Асафьев полагал, что именно с Третьего концерта происходит окончательное формирование «титанического стиля рахманиновской фортепианности». В Третьем концерте Рахманинов главную роль отдал фортепиано. Оно выходит на первый план и оркестр умолкает, отступая перед напором воли и темперамента солиста. Лисица не соревновалась с оркестром, не сливалась с ним, а довлела, диктаторствовала, безраздельно властвовала.

Финал концерта с его типично рахманиновским твердым, резко акцентированным поступательным ритмом был исполнен с громадной энергией. И зал выдохнул, крича браво и оглушительно хлопая.

Музыка Чайковского открывала и завершала вечер.

Вначале прозвучала увертюра к «Ромео и Джульетте». Очень понравился момент, когда постепенно стихли воинственные звуки, и на фоне скупых аккордов валторн и пиццикато струнных басов возникла лирическая тема (английский рожок и альты), широкая, томительно прекрасная. Лирический эпизод, до резко проявляющейся, как всегда и везде, жестокой действительности.

После перерыва многие покинули зал, так как добраться домой являлось довольно сложной задачей в заваленном снегом Лондоне. А жаль. Потому что исполнение оркестром под управлением Валерия Полянского Четвертой симфонии Чайковского было замечательным.

На бис Полянский и его оркестр исполнили опять-таки Чайковского: Танец Феи Драже из «Щелкунчика», а на второй бис – Вальс из «Спящей красавицы».

Чайковский – квинтэссенция русской музыки – в заснеженном Лондоне, танец и вальс, исполненные оркестром, вернули меня в далекое прошлое. Долго еще потом знакомые и любимые с детства мелодии кружились вместе со снежинками.

фото автора

Все права защищены. Копирование запрещено.