(1870-1948)

«Существуют три вида музыкальной драмы: опера, оперетта и Легар», – эти слова либреттиста Пауля Кнеплера подчеркивают ту исключительную роль, которую сыграло творчество Франца Легара в истории жанра оперетты. Оставаясь веселой, искрометной и увлекательной, оперетта под его пером обрела такую психологическую глубину, которая прежде считалась прерогативой оперы. Среди ценителей творчества Легара были такие знаменитости как Сергей Васильевич Рахманинов, Арнольд Шёнберг и Джакомо Пуччини.

Родина Франца Легара – город Коморн. Сейчас он разделен на две части – венгерскую и словацкую, но в то время это была территория Австро-Венгрии, а в городе жили люди разных национальностей. В семействе военного капельмейстера, в котором Франц был старшим сыном, говорили по-венгерски, но в роду были и немцы и славяне. Таким же интернациональным был и музыкальный быт города. Музыкальные впечатления Франца расширялись благодаря тому, что он сопровождал отца в гастрольных поездках. Он жадно впитывал музыкальные интонации многочисленных народов, населявших Австро-Венгрию, и в будущем это определило богатство его музыкального языка: что-то родное для себя слышали в музыке Легара и чехи, и венгры, и словаки.

Ему было всего пять лет, когда он знал нотную грамоту, импровизировал на фортепиано и играл на скрипке. Он обучался в Будапештской гимназии, а в двенадцатилетнем возрасте стал учеником Антонина Бенневица в Академии музыки Богемии. Его одаренность заметил Антонин Дворжак и посоветовал посвятить себя не игре на скрипке, а сочинению музыки. Легар совету последовал и начал учиться композиции у Зденека Фибиха – правда, юноше приходилось скрывать это от отца, тот считал профессию скрипача более надежной в плане заработка, чем профессию композитора.

После окончания учебы Легар работал в Вене помощником дирижера в оркестре, который возглавлял его отец, а в двадцатилетнем возрасте отправился в Лошонц, где стал военным капельмейстером (музыкальная история Австрии еще не знала столь молодых капельмейстеров). В те же годы он создает свои первые произведения – вальсы, марши, песни, работал над двумя операми – «Родриго» и «Кирасир», но не завершил их. Первым законченным и поставленным сценическим сочинением Легара стала опера «Кукушка», повествующая о судьбе русского политического ссыльного и его возлюбленной. Грандиозного успеха не было, но дебют композитора был замечен.

На рубеже XIX столетия венские театры искали молодых композиторов для создания оперетт – умерли Иоганн Штраус и Карл Целлер, нужны были новые авторы, и Легар обращается к этому жанру. Его первые опыты – «Решетник» и «Венские женщины» – увидели свет рампы в 1902 г.: первая – в «Карлтеатре», вторая – в театре «Ан дер Вин», где Легар был тогда дирижером. Герои «Решетника» – словаки, и композитор использовал славянские мотивы. Критики клеймили их как «чуждый и неприятный элемент», но публика оценила их красочность по достоинству. Следующие две оперетты особого успеха не имели, но «Веселая вдова», созданная в 1905 г. прославила автора далеко за пределами Вены. В ней композитор достиг той цели, к которой стремился: «облагородить оперетту», заставив зрителя переживать. В таком же духе выдержан другой признанный шедевр Легара – «Граф Люксембург», написанный в 1909 г. В опереттах Легара сформировались многие черты оперетты, которые были развиты Кальманом и стали неотъемлемыми признаками жанра: значительная роль танца, наличие каскадной пары («субретки и простака»), оттеняющей образы лирических героев.

Оперетта «Цыганская любовь», созданная в 1910 г., открывает серию произведений, в которых оперетта максимально сближается с оперой: драматический сюжет, психологическая углубленность, стремление к преодолению изолированности музыкальных номеров. Таковы «Ева», «Наконец одни», «Там, где жаворонок поет», «Голубая мазурка», «Паганини», «Царевич».

Во времена Третьего Рейха композитор имел все шансы подвергнуться преследованиям, ведь среди героев его произведений есть и цыгане, и евреи, и славяне, включая русских – словом, представители всех ненавистных Гитлеру народов, причем изображены они с большой симпатией, кроме того, он был женат на еврейке. Но прекрасная музыка Легара очаровывала даже фашистов – его оперетты ставились с переделанными либретто, с измененными именами действующих лиц, но все-таки ставились. Однажды после спектакля сам Геббельс не только выразил восхищение Легару, но и поцеловал руку его супруге, более того, ей был присвоен статус «почетной арийки». Впрочем, это не избавило ее от возложенной на всех евреев обязанности описывать имущество, а однажды ее чуть не арестовали (после этого случая Софи Легар всегда имела при себе ампулу с ядом).

После войны Легар с супругой уехали в Цюрих, где Софи и ушла из жизни. Композитор вернулся в Австрию, где скончался в 1948 г. Во время похорон Легара, в соответствии с его желанием, звучала мелодия из оперетты «Царевич».

Все права защищены. Копирование запрещено.