«Он принес в оперетту слезы», – так говорили о венгерском композиторе Франце Легаре. В его произведениях, конечно, тоже есть и юмор, и забавные ситуации, и искрометные мелодии – словом, все то, что делает оперетту опереттой, но композитор вкладывал в этот жанр и серьезные мысли, и глубокие чувства. Одной из первых оперетт такого рода стала «Веселая вдова».

Либретто, написанное Виктором Леоном и Лео Штейном, основывалось на комедии французского драматурга Анри Мельяка «Атташе посольства». Пьеса повествует о состоятельном немце, которому почтенный возраст не помешал весело провести время в Париже и даже жениться на молодой красавице. Супружеское счастье было недолгим – муж скончался, оставив юную Мадлен богатой вдовой. Разумеется, в претендентах на руку и сердце, а главное – на наследство супруга недостатка нет, чем весьма обеспокоено правительство немецкого княжества. Дабы не допустить оттока капитала за границу, нужно выдать богатую вдову замуж за соотечественника. «Почетная обязанность» очаровать ее возлагается на атташе посольства.

В 1905 г., когда возник замысел оперетты, пьесе Мельяка было уже сорок лет, но ничто не мешало вдохнуть в нее новую жизнь. В центре всеобщего внимания в то время были огромные долги Черногории перед австрийскими банками – и действие было перенесено в современность, а немецкое княжество заменено на вымышленное государство Понтевердо (современники прекрасно понимали, что речь идет о Монтенегро – Черногории), а персонажи получили славянские имена. Главная героиня стала Ганной, секретарь посольства – графом Данило, а в их отношениях появился дополнительный штрих – отнюдь не комедийный: в юности они любили друг друга, но родители графа Данило не желали, чтобы сын женился на простой девушке, поэтому и отправили его во Францию, Ганна же вышла замуж за старика-миллионера. Необходимость ухаживать за Ганной по поручению посла всколыхнула былые чувства. В дело вмешиваются и другие страсти – гордость, ревность. Данило не желает жениться на богатой даме по политическим мотивам, и потому скрывает свое чувство даже от себя самого – но чувствует себя обманутым, когда Ганна объявляет о помолвке с французским дипломатом Камиллом де Россильоном. Лишь в финале влюбленным удается прояснить ситуацию: Ганна объясняет, что помолвка была фикцией – она хотела спасти свою подругу Валентину, жену посла, которую ревнивый муж почти застал с ее поклонником Камиллом в павильоне. Что же касается денег, то по завещанию она лишится их, как только выйдет замуж вторично. Данило счастлив – теперь он может признаться, что любит Ганну, и предложить ей руку и сердце. Приняв предложение, Ганна уточняет: выйдя замуж, она лишится состояния потому, что оно перейдет к ее новому супругу.

Таков был сюжет оперетты, поставить которую предстояло в венском театре «Ан дер Вин». Музыку заказали Рихарду Хойбергеру – это был известный, опытный композитор, преподаватель консерватории, но ему было уже за пятьдесят, и работал он медленно, на сочинение первого акта у него ушел целый год. Такие темпы дирекцию театра не устраивали, и было решено передать заказ более молодому композитору… Но кому? Да вот хотя бы Францу Легару – правда, на его счету тогда было всего несколько оперетт, и не все из них имели успех, но некоторые постановки оказались прямо-таки триумфальными. И вот Легар приступил к работе над опереттой – и летом 1905 г. представил готовую партитуру.

Музыка Легара, проникнутая чарующими вальсовыми ритмами, пленяет легкостью и нежностью оркестровых красок. Вальсовый ритм присутствует и в выходной арии Ганны, и в другой ее арии – «Париж, милый Париж», мелодия которого подхватывается хором, а сцена бала в первом акте – это прямо-таки нескончаемый поток очаровательных вальсовых мелодий. Одним из самых известных номеров оперетты стала «Песня о Вилье» – поэтичная баллада, которую поет Ганна во втором действии. Целая гамма чувств раскрывается в дуэтах Ганны и Данило – лирика в первом дуэте («О, если бы ваши сны»), непринужденное веселье в дуэте из второго акта («О глупом рыцаре»). Завершают оперетту жизнерадостные куплеты («Но без женщин и свет нам не мил»).

Несмотря на все достоинства произведения, у руководства театра оно восторга не вызвало: «Это не музыка! Это признак банкротства! – восклицал директор. – Где тут Вена!» Потрясенный Легар не спорил с ним – в конце концов, кто он такой? Всего лишь молодой композитор, а директор – человек, опытный в театральных делах… Но на помощь композитору пришли исполнители: артисты театра принялись репетировать по ночам, а Луи Тройман и Мицци Гюнтер, которым достались партии главных героев, не уставали убеждать начальство, что оперетту стоит поставить. В конечном итоге, директор сдался – и в декабре 1905 г. состоялась премьера. Ничего экстраординарного не произошло: не провал – но и не успех. Тем не менее, оперетту в репертуаре оставили – и публика проявляла все больше интереса к ней, через месяц спектакль уже шел с аншлагом, а следующего сезона зрители ждали с нетерпением, чтобы вновь посмотреть полюбившуюся «Веселую вдову».

Оперетта начала триумфальное шествие по миру: ее с успехом исполняли в Берлине, Санкт-Петербурге, Париже. «Веселая вдова» и ныне остается одной из самых популярных оперетт – ее ставят многие театры, она экранизировалась более десяти раз. В 1975 г. хореограф Рональд Хайнд поставил одноименный балет на музыку оперетты.

Все права защищены. Копирование запрещено.