(1903-1992)
Выдающийся отечественный балетмейстер и артист балета Асаф Михайлович Мессерер родился в 1903 году в Российской империи, в городе Вильно, в семье зубного врача. Семья, позже переехавшая в Москву, была многодетной – у Асафа было 9 братьев и сестер, причем пятеро из 10 свою жизнь связали с искусством. Суламифь Мессерер – как и Асаф – посвятила себя балету, Рахиль и Елизавета стали актрисами, драматическим актером стал и брат Азарий, выступавший в Художественном театре под псевдонимом Азарин. Именно он впервые привел Асафа на балетный спектакль. Балет «Коппелия» произвел на него неизгладимое впечатление, Асаф хотел поступить в Хореографическое училище, но ему было 15 лет – в таком возрасте туда не принимали, и он учится азам балетного искусства в частной студии у Шаломытовой – бывшей балерины. В этой студии его заметил балетмейстер А. Горский, искавший таланты, и помог поступить в Хореографическое училище.
Юноша, которому пришлось за год освоить восьмилетнюю программу, занимался с полной отдачей – а ведь это было тяжелое время: приходилось голодать, заниматься в зале, отапливаемом одной «буржуйкой». Но доверие А. Горского Асаф оправдал: в 1921 году он успешно окончил училище и был принят в Большой театр в качестве артиста кордебалета. Его способности и физическая выносливость были замечены руководством – А. Мессереру начинают давать сольные партии. Одной из первых ролей стал Океан в «Коньке-горбунке». Создавая этот образ, артист компенсировал свой небольшой рост значительной подвижностью и мощными прыжками. В других балетах – «Корсаре», «Лебедином озере», «Тщетной предосторожности», «Волшебном зеркале» – он тоже усложнял танцевальные движения, привнося нечто новое.
А. Мессерер был одним из активных участников Мастерской драматического балета, созданной молодыми артистами. Здесь он осуществил свои первые постановки: концертные номера, одноактный балет «Война игрушек». Когда был создан Хореографический техникум, его преподавателями стали участники Мастерской, включая и Мессерера – а ведь ему было тогда всего 18 лет. Два года спустя он уже преподает еще в двух учебных заведениях – в Хореографическом училище при Большом театре и Государственном техникуме кинематографии.
Хореограф соприкасается в своем творчестве и с драматическим театром, ставя танцы к спектаклям В. Мейерхольда – «Учитель Бубус», «Дама с камелиями» и другим пьесам, причем в «Даме с камелиями» он выходил на сцену сам.
В 1927 году В. Тихомировым и Л. Лащилиным был поставлен балет Р. Глиэра «Красный мак», в котором А. Мессерер исполнил танец Китайского божка. По воспоминаниям самого танцовщика, этот танец был так труден, что А. Мессерер – с его выносливостью – «выдыхался на нем одном»: «То я прыгал, вытянув вперед руки и ноги. То, наоборот, делал в воздухе кольцо — тело выгнуто, как лук, так что пятками я почти доставал затылок». Но этот невероятно сложный танец давал ему истинный простор для творчества. Другой номер, ставший – как и танец Китайского божка – практически самостоятельным, предложил постановщику сам А. Мессерер. Это был танец с лентой, основой для которого послужило воспоминание о китайских фокусниках, увиденных в детстве. Идея понравилась Л. Лащилину, и Р. Глиэр специально написал музыку для танца, который первоначально планировалось отдать А. Абрамовой, но балерина не могла справиться с огромной лентой, постоянно запутываясь в ней. В конечном итоге, танец с лентой исполнил сам А. Мессерер.
Одной из любимых партий танцовщика был Базиль в балете «Дон-Кихот». Исполняя эту роль в течение 25 лет, танцовщик постоянно вносил нечто новое в хореографию, а в Харьковском театре оперы и балета он сам ставил этот балет.
А. Мессерер мог быть новатором не только в хореографии. Во время зарубежных гастролей вместе с сестрой Суламифь он придумал оригинальный рекламный ход – допускать публику на репетиции, и это обеспечило аншлаг на всех выступлениях.
Вернувшись в Москву после гастролей, А. Мессерер танцевал в «Пламени Парижа», «Светлом ручье», но гораздо более интересной казалась ему работа над «Спящей красавицей». В постановке А. Мессерера было немало нового: фея Сирени получила две вариации, индивидуальные черты были приданы женихам, которых представляют Авроре. Но самые значительные изменения претерпел образ феи Карабос – в постановке М. Петипа это была мимическая роль, и исполняли ее мужчины, А. Мессерер же поручил партию злой феи молодой балерине и наделил героиню исступленным танцем (балетмейстер считал, что Зло может являться и в обаятельном облике). Эта постановка вызвала немало споров – кому-то казалось недопустимым столь вольное обращение с классикой, кто-то приветствовал новаторство. Не менее творчески подошел А. Мессерер к постановке «Лебединого озера»: он отказался от преимущественно пантомимического решения IV акта, сделав его танцевальным.
Во время Великой Отечественной войны А. Мессерер был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, эвакуированной в Куйбышев. Тогда в городе не было театра, и ставить спектакли приходилось в клубе. Несмотря на суровые условия, труппа продолжала сценическую деятельность: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Дон-Кихот», «Тщетная предосторожность»… Когда солистов отозвали в Москву для работы в филиале Большого театра, балетмейстер работал с молодыми исполнителями. В Москву он вернулся в 1943 году – и возобновил в Большом театре «Жизель» и «Спящую красавицу».
В 1946 году 43-летний А. Мессерер отметил 25-летний юбилей творческой деятельности. Для артиста балета это весьма солидный возраст, и многие танцовщики упрощают партии – но только не А. Мессерер: он прекрасно справлялся со всеми техническими сложностями. Юбилейным спектаклем стал «Дон-Кихот», где артист блестяще танцевал Базиля. На сцене театра А. Мессерер танцевал после этого еще семь лет, потом – прежде чем полностью посвятить себя преподаванию – несколько лет выступал с концертными номерами.
Как педагог А. Мессерер славился не только индивидуальным подходом к каждому ученику, но и тем, что его воспитанники почти не имели травм. Его педагогический талант ценили и за границей – так, в 1961 году он выезжал в Бельгию для создания там хореографического училища. Большой интерес вызывал у публики во время зарубежных гастролей театра необычный проект А. Мессерера – сценический вариант урока.
А. Мессерер ушел из жизни в 1992 году, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев