(1861-1906)

Антон Аренский

Пожалуй, во всей истории музыки не найдется другого такого композитора, который бы с такой страстью «прожигал жизнь», но при этом состоялся и как композитор, и пианист, и дирижер, и более того как знаменитый педагог. Видимо, в этом весь Аренский, по крайней мере, так был прожит его путь.

Антон Степанович Аренский родился 12 июля в Нижнем Новгороде. Его семья была очень музыкальной: отец – врач по профессии – был музыкантом-любителем, играл на виолончели, мать прекрасно владела фортепиано. Именно родители стали для семилетнего мальчика первыми учителями музыки, позднее он обучался у профессора Зикке. Первые попытки сочинять музыку Антон предпринимал в девятилетнем возрасте.

Дальнейшее творческое становление Антона Аренского связано с Петербургской консерваторией, где он обучается в классе Николая Римского-Корсакова. Аренского нельзя было назвать идеальным студентом, тем не менее, он проявил незаурядное композиторское дарование. Весьма высоко были оценены его работы, представленные на выпускном экзамене – Симфоническое скерцо и «Лесной царь» для солиста с хором на стихи Иоганна Вольфганга Гёте, и выпускник удостоился золотой медали.

Почти сразу после завершения консерваторского курса – в 1882 г. – он приглашен был в Московскую консерваторию для преподавания музыкально-теоретических дисциплин, где он становится профессором. Именно он ввел курсы по новым дисциплинам, таким, как инструментовка, фуга и класс свободного сочинения. Антон Аренский написал учебники по гармонии, по ним обучались и продолжают обучаться многие поколения студентов. Он был невероятно любим своими студентами и слушателями, среди которых были, кстати, Сергей Рахманинов, Рейнгольд Глиер, Александр Скрябин.

В Москве Аренский познакомился с Петром Ильичем Чайковским, чью музыку страстно любил, в связи с чем, конечно, испытал сильное влияние, проявившееся в его сочинениях. Надо сказать, что их отношение другу к другу было переполнено взаимной любви и уважения. Чайковский говорил о нем как об «интересной музыкальной личности», отмечал, что Аренский «…удивительно умен в музыке». Именно он отдал Антону Степановичу либретто «Воеводы» – своей ранней оперы, благодаря чему родилась знаменитая опера Аренского «Сон на Волге» (1888). Год спустя она успешно прошла в Большом театре. Чайковский именовал ее «превосходной русской оперой» и добавлял: «Сцена сна Воеводы заставила меня пролить немало сладких слез».

Другом Антона Степановича становится в Москве и другой композитор – Сергей Танеев, который тоже очень высоко оценивал творчество Антона Степановича. Танеев в оценке музыкальных произведений был очень строг, и ему отнюдь не была присуща сентиментальность, однако в отношении оперы Аренского «Рафаэль» он упоминает в своем дневнике, что был «тронут до слез». Эта опера не стала репертуарной, но солисты-тенора нередко включают в свои концертные программы один из ее номеров – Песню певца за сценой («Страстью и негою сердце трепещет»).

Кроме того, его музыку необычайно ценил Лев Николаевич Толстой. В особенности нравились писателю сюиты для двух фортепиано, которые – по свидетельству Сергея Танеева – «примирили Льва Николаевича с новой музыкой». Любимой пьесой Толстого стала «Испанская танцовщица». Впоследствии фортепианные произведения Аренского нередко исполняли его ученики – Константин Игумнов и Александр Гольденвейзер.

Одним из самых известных творений Аренского для фортепиано стала Фантазия на тему Рябинина. В начале 1890-х гг. в Москве побывал крестьянин из олонецкой губернии Иван Трофимович Рябинин – представитель семьи певцов-сказителей. Аренский встретился с ним и записал несколько былинных напевов, в частности – «Вольга и Микула» и былину о боярине Скопине-Шуйском, и эти мелодии стали в 1899 г. материалом для Фантазии.

Прославленным исполнителем вокальных творений Антона Аренского был сам Федор Шаляпин. Он пел и «Детские песни», и «Менестреля». Антон Степанович посвятил великому певцу романтическую балладу «Волки».

Аренского нельзя было причислить к числу композиторов-новаторов, быть может, его музыка не всегда отличалась глубиной – но красота мелодий и искренняя, элегическая лирика привлекали к ней сердца слушателей. Музыка Аренского была весьма популярна в начале ХХ столетия, и не удивительно, что такому известному и авторитетному композитору Дирекция императорских театров доверила выполнение ответственного заказа: создание музыки для балетного спектакля, посвященного визиту персидского шаха в Российскую империю в 1900 г. Так родился балет «Египетские ночи», основанный на новелле Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Эмоциональная насыщенность мелодий, стилизованные в салонном духе подлинные восточные мотивы, яркость оркестровых красок – все это сделало партитуру Аренского подходящей основой для впечатляющего балетного спектакля, постановкой которого занимался Лев Иванов. К сожалению, спектакль так и не был представлен публике, но в 1908 г. «Египетские ночи» поставил Михаил Фокин. Позднее балет представлялся в Париже труппой Сергея Дягилева под заглавием «Клеопатра», но при этом в партитуру включались фрагменты произведений других композиторов.

Музыкальное наследие Антона Степановича Аренского невелико, но в то же время ярко и широко, с присущей только ему одному тональностью и звучностью.

Аренский умер в 45 лет, в самом расцвете сил, в 1906 году от туберкулеза.

 

Музыкальные Сезоны