(1945-2017)

Сполна отдать жизнь музыке, жить и умереть на сцене – можно ли представить себе более достойную карьеру для музыканта? Такой была судьба российского пианиста Михаила Леонидовича Клейна.

Жизненный и творческий путь музыканта начинался в Иркутске. Его первой наставницей в искусстве фортепианной игры была Любовь Николаева Семенцева, о которой пианист всегда вспоминал с большим почтением. После окончания Иркутского училища искусств Михаил Леонидович продолжил профессиональное образование в Московской консерватории, где он обучался у Виктора Карповича Мержанова и Бориса Яковлевича Землянского. Уже в годы учения в консерватории Клейн начинает активную исполнительскую деятельность – он исполнял фортепианную партию в эстрадно-симфоническом оркестре, который возглавлял Олег Шимановский (этот исполнительский коллектив существовал в Московском государственном театре эстрады).

Органично совмещая в своей творческой деятельности два направления – академическое и эстрадное, Михаил Леонидович выступал в качестве аккомпаниатора с известными эстрадными певцами, среди которых немало знаменитостей, например, Полад Бюльбюль-оглы, Бедрос Киркоров, а также Дин Рид – с этим американским исполнителем, ставшем кумиром советской публики, Клейн записал грампластинку в 1971 г., в программу вошли песни народов мира.

Перерыв в учении, вызванный службой в армии, не помешал Клейну успешно окончить Московскую консерваторию в 1972 г. Казалось бы, перед выпускником столь почтенного учебного заведения открываются широкие возможности для построения исполнительской карьеры в столице, но Михаил Леонидович принимает иное решение – он возвращается в родной город и становится артистом Иркутской филармонии. Он выступает и сольно, и с симфоническим оркестром – и каждый его концерт становится истинным праздником для поклонников музыкального искусства. Он очаровывал публику исключительным чувством стиля.

Отдав работе в Иркутсткой филармонии сорок пять лет своей жизни, Михаил Клейн заслужил не только восторги слушателей, но и глубочайшее уважение коллег. Музыкантам, с которыми он работал, пианист запомнился как профессионал высокого уровня и исключительно принципиальный человек: «Если ему что-то не нравилось, то не нравилось в полную силу», – так охарактеризовал его Илмар Лапиньш, дирижер Губернаторского симфонического оркестра. При этом Михаил Леонидович отличался исключительной теплотой в общении; выступая с оркестром, он перед каждым концертом угощал оркестрантов конфетами.

Репертуар Клейна отличался исключительным разнообразием. Клавирные произведения Иоганна Себастьяна Баха, сонаты Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, фортепианные циклы Эдварда Грига, Роберта Шумана, Петра Ильича Чайковского, творения Иоганнеса Брамса, Сергея Васильевича Рахманинова, Клода Дебюсси, Мориса Равеля, Сергея Сергеевича Прокофьева, Франца Шуберта, Александра Николаевича Скрябина, Арама Ильича Хачатуряна. Но, как и в начале музыкальной карьеры, академическое фортепианное исполнительство было не единственной областью творчества Михаила Клейна. Он выступал с ансамблем «Леди-Джаз». Большим успехом пользовались выступления инструментального трио «Мистер Икс», созданного Клейном – этот ансамбль исполнял джазовые композиции, созданные как отечественными, так и американскими авторами.

Талант Михаила Клейна был востребован не только на родине. География его гастролей охватывает как множество российских городов, так и Монголию, Китай, Бельгию, Японию, Люксембург, Польшу, Германию, Нидерланды, Кипр.

Отдавая много времени и сил исполнительской деятельности, не меньше внимания уделял Михаил Леонидович воспитанию нового поколения пианистов, преподавая искусство фортепианной игры в Иркутском училище искусств.

Будучи таким занятым человеком, Михаил Леонидович, тем не менее, находил время и силы для своего пристрастия, второго по значимости после музыки – таковым являлся спорт. По отношению к товарищам по волейбольной команде он был столь же преданным другом, как и для коллег-музыкантов.

Несмотря на почтенный возраст, пианист не собирался оставлять сцену. Он продолжал активную исполнительскую деятельность. 3 октября 2017 г. Клейн выступал в Органном зале на концерте в честь 220-летия святителя Иннокентия – и, казалось, ничто не предвещало беды. Пианист исполнял собственное сочинение под названием «Это все о России» – джазовую фантазию на темы нескольких известных эстрадных песен. Катастрофа разразилась во время кульминации – когда звучала мелодия песни «Лебединая верность», с пианистом случился сердечный приступ. Среди зрителей в зале были медики, они оказали музыканту помощь в ожидании приезда «Скорой», но все усилия были напрасны – Михаил Леонидович Клейн в этот день ушел из жизни. Смерть музыканта, до последнего дыхания хранившего верность искусству, стала большой утратой для поклонников его таланта.

Все права защищены. Копирование запрещено