Уже третий год подряд в Москву с отчётным выпускным концертом приезжает петербургская Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. На выступления юных артистов этого знаменитого учебного заведения стремится попасть и балетный люд, и разнообразная интересующаяся публика, и представители бомонда.

Интерес к академии подогревается не только её почти трёхвековой историей, но и деятельностью её нынешнего ректора Николая Цискаридзе – блистательного танцовщика и в недавнем прошлом премьера Большого театра России.

Н. Цискаридзе – образованный, талантливый и амбициозный руководитель – делает немало для вверенного ему хореографического учреждения. С тех пор, как он появился в академии, уровень обучения здесь повысился значительно, да и престиж школы растёт буквально день ото дня. Учащиеся Вагановки немало гастролируют, ведётся активная научная работа (один из примеров – выпуск пятитомной хроники «Петербургский балет. Три века»), выпускаются полезные учебные пособия и книги о выдающихся деятелях петербургского балета. Всего и не перечесть. Столь многогранна и масштабна работа ректора и его команды, стремящихся делом доказать свою профессиональную состоятельность.

Нынешняя московская программа академии – объёмная, сложная по репертуару, разнообразная по стилям, представляющая учащихся разных возрастов. Она состояла из трёх отделений, в первом из которых была показана «Фея кукол» Й. Баера в хореографии братьев С. и Н. Легатов (возобновление и редакция Н. Цискаридзе), во втором – картина «Школа танца» из балета «Консерватория» датского классика Августа Бурнонвиля, «Венгерская рапсодия» Ф. Листа в хореографии Льва Иванова и «Классическая симфония» С. Прокофьева в хореографии Леонида Лавровского. Третье отделение, венчающее, как редкий по красоте бриллиант императорскую корону, балетное действо – это «Пахита» в хореографии Мариуса Петипа в редакции Юрия Бурлаки и Николая Цискаридзе. Столь изысканным балетным меню публика насыщалась с наслаждением гурманов, и лишь очень редкие зрители заполненного шеститысячного зала Государственного Кремлёвского дворца покидали его только к третьему отделению.

«Фею кукол» (хореография 1903 года, редакция 2016 года), с возобновлёнными по эскизам Льва Бакста костюмами и декорациями, Н. Цискаридзе привозил в Москву и в прошлом году. И тогда, и сейчас этот театральный, по сути, дивертисментный балет был очень живо воспринят. Выдержанный в эстетике мирискусников спектакль вводил зрителей в атмосферу закрытого кукольного торжества с танцами разных народностей. Завершало череду механических по пластике выступлений классическое па-де-труа Феи кукол и двух влюблённых в неё Пьеро. В этих партиях показались Элеонора Севенард, Павел Михеев и Оскар Фрейм. Их танец отличался лёгкостью исполнения технических элементов и живым актёрством.

«Консерваторию» А. Бурнонвиля 1849 года (один из сохранившихся шедевров датской танцевальной классики) специально для академии возобновила Дина Бёрн Ларсен. Этот балет хорошо воспитывает тела танцовщиков, даёт им особую закалку и необходимые навыки. «Консерватория» – один из главных уроков балетного прошлого. Без него цепочка из последующих танцевальных творений распалась бы. Перенести в академию столь яркий хореообразец – тактически верное решение ректора, всесторонне образовывающего свою балетную поросль. Освоив «Школу танца» Бурнонвиля, юные артисты уже в театре будут смелее ощущать себя в сложной технике заносок и более внимательно относиться к рисунку танца партий разных направлений и стилей. Здесь, в «Консерватории», запомнились солисты Оскар Фрейм – Балетмейстер, Влада Бородулина – балерина Элиза и Александра Коршунова – балерина Виктория, а воспитанники младших классов и студенты старших курсов, прилежно заучившие непростой текст кордебалетных партий, привлекли целостным и завершенным ансамблем.

«Венгерская рапсодия» Льва Иванова на музыку Ференца Листа – свежий эксклюзив академии выпуска 2017 года. Возобновлением этой характерной хореографической сюиты 1900 года занималась Ирина Генслер, известная танцовщица и педагог петербургского балета. Она, искренне преданная своему делу, поставила перед собой трудную задачу – на примере известного, но забытого материала показать заметные преимущества характерного танца, его выразительных средств. Начиная с торжественного выхода и кончая финалом, «Рапсодия» прозвучала как развёрнутый одноактный бессюжетный балет, погружающий в стихию гордого, с царственным апломбом венгерского танца.

«Классическая симфония» С. Прокофьева – образец танцевальной классики, созданной лидером «драмбалета» Леонидом Лавровским для Московского хореографического училища в 1966 году. Через год после этого балетмейстера не стало.

Вдохновлённый первыми гастролями труппы New York City Ballet Дж. Баланчина, Л. Лавровский решил попробовать создать балет в духе того, что делал его бывший соотечественник в США. А Баланчин, ориентировавшийся на опыт симфонического балета Фёдора Лопухова, тогда, за океаном, успешно продолжал традицию содержательного, но бессюжетного балета. После смерти Л. Лавровского его «Классическая симфония» довольно долго оставалась в репертуаре Московского училища и продолжала быть тем танцевальным текстом, на котором выросло не одно поколение талантливых артистов балета. Специально для Вагановской академии спектакль возобновил сын балетмейстера Михаил Лавровский, и в этой своей работе ему удалось обратить внимание на значительную роль мужского классического танца. В четырёхчастной танцевальной симфонии именно юноши правят балом, демонстрируя галантность, изящество и виртуозные качества балета.

Пик успеха концерта пришелся на «Пахиту» Мариуса Петипа (хореография 1881 года, редакция 2017 года), где постановщики и артисты показали и мастерство, и подлинный профессионализм. Трудно найти прорехи в данном спектакле. И декорации, и костюмы, и свет, и грим, и причёски, и сами исполнители – всё оказалось высокого художественного уровня. Оставалось только бесконечно удивляться, как и в какие сроки ректору и его педагогам удалось так качественно всё отрепетировать и показать уровень театра, а не учебного заведения!

Элегантным вступлением к гран-па стали исторические бальные танцы (полонез, контрданс, гавот, котильон) – часть важного направления в обучении артистов балета. Благодаря историко-бытовому танцу будущие исполнители усваивают основы стилей разных времён и эпох. Старательно и достаточно раскрепощённо станцевали па-де-труа Влада Бородулина, Александра Коршунова и Руслан Стенюшкин. Ровно, с артистической подачей исполнили полонез и мазурку воспитанники младших классов. Каждая из пяти женских вариаций была исполнена как яркий мини-спектакль, как выход для каждого отдельно сидящего в зале, как классическая миниатюра, в которой есть и манера, и апломб. А ведущие солисты в гран-па Элеонора Севенард и Егор Геращенко заставили сомневаться, что они ещё не артисты академического театра, настолько уверенным и слаженным был их танец.

Подводя итоги Вечера Академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Москве, отмечу и высокий уровень нынешнего исполнения, и значительный рост профессионализма в сравнении с прошлогодним выступлением. Если в подобном русле будет и дальше развиваться школа, то и весь русский балет в скором времени ожидает период подлинного ренессанса.

 

Все права защищены. Копирование запрещено