(1858-1931)

Скрипач Эжен Изаи являет собою гордость искусства Бельгии, его имя носили международные конкурсы, которые проходили в Брюсселе в 1937 и 1938 гг. В его творчестве воплотились типичные черты бельгийской скрипичной школы и близкой к ней французской: интеллектуальность и элегантность в сочетании с внутренним эмоциональным наполнением.

Родина Изаи – шахтерский пригород Льежа. Отец его был скрипачом, дирижером салонного оркестра, закончить консерваторию ему когда-то помешали финансовые проблемы, но всё же он успел там поучиться. Он и становится для талантливого сына первым учителем, начав заниматься с четырехлетним мальчиком игрой на скрипке. По словам Эжена Изаи, именно у отца обучился он «искусству заставить скрипку говорить» – последующие наставники лишь расширяли для него горизонты интерпретаций.

К семилетнему возрасту Эжен уже настолько овладел искусством скрипичной игры, что мог наравне со взрослыми музыкантами играть в театральном оркестре. Это было обусловлено еще и необходимостью зарабатывать: семья была многодетной и отнюдь не богатой. К сожалению, необходимость зарабатывать неблагоприятно отражается на занятиях в Льежской консерватории, где мальчик обучается у Дезире Хейнберга. Еще тяжелее становится через три года, когда умирает мать, и по прошествии года после этого печального события Эжен – как некогда его отец – был вынужден консерваторию покинуть.

Теперь все, что ему остается – это совершенствовать свое исполнительское искусство самостоятельно, что и делает Эжен до четырнадцатилетнего возраста. Одновременно он играет в оркестрах, которыми руководит его отец, и в качестве оркестранта посещает Германию, Францию, Швейцарию. Судьбоносной оказалась встреча с Анри Вьетаном – по его настоянию Эжен продолжил учебу.

Теперь Изаи становится учеником Массара, делает большие успехи и побеждает на конкурсе, организованном в консерватории. Затем он учится в Брюсселе у Генрика Венявского и Анри Вьетана. Последний, по мнению самого Изаи, оказал особое влияние на формирование его эстетических идеалов.

Путь на большую сцену оказался непростым. Исполнительский путь Эжен Изаи начинает в Берлине в качестве солиста оркестра, выступающего… в кафе. Впрочем, такое положение дел блестяще подтверждает, что важно не то, где играть, а то, как играть: чтобы послушать его, в кафе приходят такие люди, как Клара Шуман, Ференц Лист, а Иосиф Иоахим даже водит учеников. Был среди посетителей и Антон Рубинштейн. Он уговорил молодого музыканта покинуть этот оркестр, а затем они вместе отправляются на гастроли по скандинавским странам.

Скрипач и пианист проводят сонатные вечера в различных городах Скандинавии. В Бергене, где они исполнили три сонаты Эдварда Грига, музыканты встретились с самим композитором. Эта поездка многое дала Изаи, и не только потому, что стала первым настоящим успехом в качестве солиста. Рубинштейн многому научил его в области интерпретации.

Не менее успешно, чем в Скандинавии, скрипач выступает потом в Париже. Ему посвящают произведения Клод Дебюсси, Габриэль Форе, Сезар Франк, Камиль Сен-Санс. Но и сам он создает произведения для скрипки, в том числе и «Элегическую поэму». Впоследствии им были написаны и другие произведения в этом жанре: «Зимняя песня», «Сцена у прялки», «Экстаз» и другие. Одночастные поэмы Изаи имеют импровизационный характер, по стилю близки к импрессионизму. Наряду с поэмами им написаны многочисленные мазурки, полонезы и иные пьесы, Шесть сонат для скрипки соло, Соната для виолончели и другие произведения – в общей сложности более трех десятков.

С 1886 г. музыкант живет в Брюсселе. Здесь он стал членом «Клуба двадцати», объединяющего приверженцев новаторских течений в искусстве. Скрипач организует концерты, где исполняются творения современных композиторов, причем не только бельгийцев.

В это же время скрипач преподает в консерватории. Даже на тех скрипачей, которые непосредственно его учениками не являлись – Фрица Крейслера, Жака Тибо, Джордже Энеску – Изаи, несомненно, повлиял.

Все же в первую очередь Эжен Изаи был исполнителем, а не педагогом, поэтому консерваторию он оставил. В последнем десятилетии XIX в. он концертирует немало – в том числе в Америке и России. Если раньше он отдавал предпочтение Венявскому, Мендельсону и Вьетану, то теперь в его репертуаре все чаще появляются творения Баха, Генделя, Вивальди. Включает он в свои концерты и произведения русских авторов – Чайковского, Кюи, а в начала ХХ в. – Бородина, Глазунова.

В 1910 г. концертная деятельность оказывается под угрозой из-за проблем со здоровьем, но – вопреки советам врачей – музыкант продолжает выступления еще два десятка лет. Последнее выступление Изаи состоялось в 1930 г. – на сцену он вышел на протезе (диабет привел к ампутации ноги). Тогда отмечалось столетие независимости Бельгии, и в честь этого события знаменитый музыкант дирижировал грандиозным оркестром, состоящим из пяти сотен исполнителей. В том же году Изаи завершил оперу «Пьер-рудокоп». В начале 1931 г. он присутствовал при ее исполнении, и вскоре после этого ушел из жизни.

 

Музыкальные Сезоны