Этот фестиваль «Воронежские звезды балета» был юбилейным. Прошел он на сцене Воронежского государственного театра оперы и балета в пятый раз. Взгрустнулось, когда приветствуя зрителей перед открытием, идеолог, вдохновитель фестиваля и бесспорный его «driver» Александр Литягин объявил: «празднуем в последний раз». Но печаль быстро улетучилась, ибо главный балетмейстер уточнил: теперь фестиваль продолжит свою жизнь, но в формате «Звезды мирового балета в Воронеже». Концепция приглашения артистов так или иначе связанных с городом (здесь родились, работали, или стали учениками педагогов-воронежцев) за пять лет себя исчерпала. Потребовалось раздвинуть границы, и это, бесспорно, решение верное.
Афишу V- го фестиваля составили балеты Чайковского, что тоже не случайно: фестиваль состоялся в преддверии празднования 180-летия со дня рождения великого русского композитора и под его знаком.
Начали с балета «Спящая красавица» — недавней премьеры театра. Не так давно увидевший свет воронежской рампы спектакль, обрел большую уверенность и поднялся на новую художественную высоту. В свои роли глубже вжились Елена Батищева (Белая кошечка), Максим Данилов (Кот в сапогах), Светлана Кудрина (Красная шапочка), Ацунори Ота (Волк). В эволюциях классического танца уверенно ощущают себя Феи — Ольга Бородина, Ольга Негробова, Елизавета Мальковская, Наталья Комарова и Анастасия Ефремова, а также Елизавета Корнеева (Принцесса Флорина) и Михаил. Ветров (Голубая птица).
Юлия Непомнящая отчетливо уловила нежные и одновременно величавые интонации танца Феи Сирени, артистка сумела передать певучую протяженность хореографических фраз, одухотворенность образа доброй волшебницы.
На роль ее антипода – Феи Карабосс – из Большого театра России прибыла Кристина Карасева. Ученица одной из самых ярких характерных танцовщиц современной балетной сцены Юлианы Малхасянц, она продемонстрировала тончайшую проработку характера. В отношении с феями выявила столько интересных деталей, которые давно не читаются в этом эпизоде. Каждой доброй
Фее, оскорбленная Карабосс Карасевой бросала возмущенный упрек: «Ты щебетала, а ты резвилась, ты порхала, в то время, как я позабыта! Так никому из вас нет прощения!» В манере поведения, в укрупнении жеста — во всем чувствовалась рука педагога, умного и очень темпераментного. И все же не покидала мысль, что большей выразительности образ изощренно злобной Карабосс достигается в интерпретации артистов-мужчин. Тогда в самом облике Карабосс поражает что-то отталкивающе, неестественное.
Главные партии в спектакле исполнили Диана Косырева и Иван Негробов. Диана с недавнего времени сменила сцену Большого театра на статус солистки Венгерского национального балета. Стройная, миниатюрная Диана словно создана для тюников. Они оттеняют изящество ее фигуры и подчеркивают грацию движений, изысканность поз, графичность стремящихся ввысь attitudes. Балерина легко справляется с темпом allegro и полетна в прыжках.
Негробов записной романтический принц воронежской сцены. Наработанное мастерство позволяет ему покорить трудную вариацию на музыку «Сарабанды» в картине «Охота». Несмотря на то, что в дуэте друг с другом эти артисты встречаются не часто, их пластический диалог состоялся.
Впрочем, как и у Вячеслава Лопатина с Елизаветой Корнеевой в «Щелкунчике». В этом спектакле воронежский зритель имел удовольствие вновь встретиться со своим любимцем – премьером Большого театра. Артист действительно предан воронежской сцене. В подтверждение скажу, что ночной перелет сюда состоялся сразу после выступлений в Большом театре, так что, необходимость единственной оркестровой репетиции в день «Щелкунчика» даже не позволила Вячеславу хорошенько выспаться. К слову, именно в провинции с ее кадровыми и финансовыми ограничениями особенно тревожным становится понимание изматывающего ритма работы тружеников балетной нивы.
Артисты вынуждены выходить на сцену несколько раз за вечер. Или вот Елизавета Корнеева должна была стремительно преобразиться в Машу, сойдясь в дуэте с новым для себя партнером.
Оба артиста выказали профессионализм и актерские таланты. Их Маша и Щелкунчик-принц поведали о том, как в юных созданиях пробуждается любовь, потребность откровенности и душевного тепла.
В роли Маши Корнеева не выходит за пределы психологического рисунка, но заполняет контуры танца ароматом поэзии.
Лопатин – танцовщик виртуозный. С видимой легкостью справляется он с динамическим рисунком партии. Кажется, что искрящиеся «заноски» становятся высшей точкой развития образа, а длящийся полет над сценой – его довершением. Невозможно не упомянуть и еще об одном танцовщике-актере – Максиме Данилове, как всегда очень ярком и запоминающимся. В «Щелкунчике» он вместе с Александрой Авериной браво исполнил зажигательный Испанский танец, но в полной мере его юмор и мастерство проявились в роли Короля мышей. Выразительностью каждого движения, каждого жеста Данилов властно сосредотачивает на себе внимание зрителей. А кульбит через голову с места, который произвел мышиный владыка, сраженный выстрелом игрушечной пушки, и вовсе заставил зал ахнуть, а потом расплыться в улыбке. Может, и не очень академичный прием, но, признаться, эффектный… Безраздельно царит над заколдованным озером лебедей сумрачный Ротбарт Данилова, неизменно прогоняющий Одетту и поощряющий Одиллию. В двуедином образе предстала Анастасия Колесникова (Московский государственный театр «Русский балет»).Зато Шут Вадим Мануковского, как и положено заводиле-весельчаку, был светел и вездесущ. Рисуя характер своего персонажа, он все время что-то придумывал, принимал забавные гротесковые позы и невозмутимо победно радовался, когда уверенно сел на колено, завершив не совсем идеальные по форме отрывистые вращения (на балетном сленге «блинчики»).
Собрать программу гала-концерта из учащихся Воронежского хореографического училища, своих и приглашенных артистов, выдержав при этом идею «Чайковский – наше все!», оказалось делом не простым, но достойным. Камертон задал торжественный полонез «Лебединого озера».
Далее сюита танцев этого спектакля, увенчанная pas de deux Одиллии и Принца Зигфрида в исполнении Юлии Непомнящей и Ивана Негробова, и разбавленная «Русской» Анастасии Колесниковой. За классику «ответили» вальс из «Спящей красавицы», (браво артистам кордебалета) и два дуэта: из этого балета и «Щелкунчика». Здесь зрители снова увидели Елизавету Корнееву, партнером которой на сей раз стал Михаил Ветров.
Кантиленным танцем артисты рассказали трогательную историю любви, хотя и не во всем избежали технических шероховатостей. Мягкие приземления после sauté de basqe вариации Принца столь же похвальны, как и одиннадцать cabrioles. Да, Ветров остался верен авторскому тексту Вайнонена в отличие от многих теперь.
Свадебное pas de deux Авроры и Принца Дезире «легло на плечи» первой солистки Мариинского театра Олесе Новиковой и солиста Михайловского театра Эрнеста Латыпова. Честь Мариинки – «дома Петипа» — хорошо выученная балерина вполне отстояла.
Любопытный пласт современной хореографии был представлен балетмейстерами разных поколений. Интересной показалась «Фантазия», поставленная адептом стиля Баланчина Иваном Кузнецовым на музыку Pas de six «Лебединого озера». Хореография довольно изобретательна и логична: в дуэтах красивые обводки, безусильные верхние поддержки, элегантно исполненные Мари Ито и Анатолием Устимовым и подмеченные зрительскими аплодисментами. Партнерша будто вплывает» в воздух в руках кавалера. Кузнецов разнообразить привычную форму pas de deux, выстраивает собственную. Режиссерским приемом он связывает мужскую и женскую вариации. Финал первой подхватывает вторая. Придумана и coda. Казалось бы, танец артистов завершен, но у балетмейстера в запасе еще одна шутка: вторая coda позволяет артистам продолжить свои танцевальные эволюции.
Софья Гайдукова — автор комичного дуэта «Летите, лебеди, летите…» Само название уже вызывает забавные ассоциации. Артисты Елизавета Корнеева и Ацунори Ота вполне передали игровую интонцию номера. Здесь лебеди отнюдь не царственные птицы. Поэтический пафос низведен до вполне земных и узнаваемых перипетий в отношениях разнополых птичьих особей, чей любовный флирт в конце концов потерпел фиаско.
Балетмейстер Павел Глухов продолжает эксперименты в области формы своих постановок. Его идеи совсем не просто расшифровать. Например, что таится в «Дуэте» за множеством красных хулахупов в руках исполнителей (Диана Егорова и Иван Негробов)? Спортивный обруч становится для обоих хомутом, и наблюдать за тем, как спортивный предмет артистка бесконечно долго вращает на шее, все же заманчиво. Метафора не однозначна, но смотреть не скучно.
Андрей Меркурьев представил дуэт иного сорта. Название «Утрата» дало подсказку вполне драматической развязке сюжета, который воплотил сам автор в партнерстве с Анастасией Першенковой, солисткой Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В своих сольных высказываниях Анастасия удивительно точно передала исполнительскую манеру балетмейстера. Хореография Меркурьева достаточно изобретательна, эмоциональна, музыкальна. Хотя сам номер начинается в тишине. Затем вступает колдовская скрипка музыкального антракта «Спящей красавицы». В самой же драматургии номера не все ясно. Поначалу казалось, что Девушка одиноко выхваченная из черного пространства световым лучом, переживает разрыв с любимым, думает о нем. Однако потом она входит в световой круг, центром которого является Он. Возникший дуэт приобретает вполне реальные очертания. Возможно, воспаленное сознание героини так живо рисует картины прошлого счастья. Но и место для зрительских домыслов остается. Подобные встречи и расставания героев произойдут не раз, пока Девушка все же не останется одна, стерев имя любимого, выписанное ею на воображаемом песке…
Однако по силе воздействия хореографической мысли и актерского наполнения ничто не сравнилось с Adagio из балета «Красная Жизель». Хореографию Бориса Эйфмана с мощнейшим выбросом адреналина исполнили солистка театра Бориса Эйфмана Нина Змиеевец и ведущий солист Театра Балета им. Л. Якобсона Денис Климук.
Завершил гала-концерт Апофеоз на музыку умело отобранного Литягиным Коронационного марша П.И. Чайковского. Под его звуки каждый из участников этого танцевального пира смог поставить свой памятно-бравурный хореографический автограф.
Эмоциональный подъем, вызванный художественной стороной фестиваля, не исключил аналитических размышлений о судьбе воронежского балета.
На энтузиазме здесь держится многое. Вот и выставка работ фотохудожника Константина Кириакиди с успехом прошла в рамках фестиваля в фойе гостеприимного Дома актера Воронежского отделения Союза театральных деятелей России. Может быть, в этой любви к искусству его служителей все-таки залог долгой жизни фестиваля и появления в Воронеже новых балетных «звезд».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев