Симфония № 40 соль минор Вольфганга Амадея Моцарта, Соната для фортепиано № 29 си-бемоль мажор Людвига ван Бетховена… с номерами все понятно – они обозначают, какой по счету была соната или симфония в ряду произведений соответствующего жанра, созданных композитором, но что подразумевает другое определение – тональность?
Если мы попытаемся определить понятие тональности предельно просто, то это будет высотное положение лада. Иными словами, мы берем любую ноту и принимаем ее за «точку отсчета» – первую, самую устойчивую ступень (она называется тоникой), и все «нити» тяготений будут стягиваться к тому звуку, который мы «избрали» тоникой. Таким образом, соль минор, например – это минор, в котором тоникой является соль. Относительно тоники организуются другие звуки в соответствии с законами лада, причем лада определенного – мажора или минора (применительно к другим ладам о тональности, как правило, не говорят). Четвертая ступень должна образовывать с первой чистую кварту (ни в коем случае не увеличенную!), пятая – чистую квинту. В отношении других ступеней возможны варианты: в мажоре третья ступень будет отстоять от первой на большую терцию, в миноре – на малую, то же самое относится к сексте, отделяющей шестую ступень от первой и к септиме между первой и седьмой. Эти соотношения «регулируются» с помощью специальных знаков – диеза, обозначающего повышение на полтона, и бемоля, обозначающего понижение (например, если мы взяли за тонику ре, то фа придется повысить на полтона (фа-диез), чтобы получить ре мажор). Впрочем, тоникой может быть любая нота – в том числе повышенная или пониженная (до-диез, ля-бемоль и другие. Чтобы не писать постоянно действующий знак каждый раз, когда встретится соответствующий звук, их выставляют сразу после ключа (скрипичного, басового или иного) – это называется ключевыми знаками, они действуют до тех пор, пока не появятся указания об их отмене (для отмены диеза или бемоля существует специальный знак – бекар).
Благодаря ключевым знакам музыканты определяют тональность очень просто – буквально с первого взгляда в ноты. Существуют тональности вообще без ключевых знаков (до мажор и ля минор), в одних тональностях их больше, в других – меньше. Ученики музыкальных школ заучивают их количество, используя закономерность: если принять за «нулевую отметку» до мажор для мажорных тональностей и ля минор для минорных, то с каждым «шагом» на квинту будет прибавляться один диез, а с каждой квартой – один бемоль, причем знаки появляются (и выставляются при ключе) в определенном порядке: диезы – начиная с фа-диеза по квинтам, бемоли – начиная с си-бемоля по квартам).
Почему тональность так важна для музыкантов – настолько, что ее указывают даже в названиях произведений? До известной степени она может иметь «техническое» значение (например, на струнных инструментах тональности с большим количеством ключевых знаков ограничивают или даже полностью исключают использование открытых струн – конечно, музыканты умеют преодолевать подобные трудности, но определенные неудобства это может создать).
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев