Фрагмент гала-концерта

В Башкирском хореографическом колледже имени Рудольфа Нуреева (Уфа) состоялся Международный фестиваль хореографических училищ (колледжей) «Малый Нуреевский». Название фестиваля не случайно, т. к. в столице Башкирии на базе Башкирского государственного театра оперы и балета раз в два года проводится Международный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, который имеет давнюю историю и высокий статус. «Малый» и «большой» фестивали названы именем Рудольфа Нуреева не для красного словца – всемирно известный танцовщик провёл своё детство в Уфе, а на сцене Башкирского оперного театра великий Руди делал свои первые профессиональные шаги. Башкирское хореографическое училище (колледж) занимает здание бывшей средней школы № 2, в которой в своё время учился Рудольф Нуреев.

Впоследствии Нуреев окончил Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (сейчас – Академия русского балета), а основатель (1986) и первый директор Башкирского училища, Али Салихович Бикчурин, – выпускник того же училища 1956 года. Специалист-хореограф высокой квалификации с большим практическим опытом, Али Бикчурин с первого дня ориентировал преподавателей на ленинградскую школу воспитания артистов балета. Среди первых педагогов Башкирского училища – представители двух известных балетных школ: ленинградской и пермской, которая, в свою очередь, родилась из ленинградской, т. к. во время Великой Отечественной войны в Пермь был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова (современное название – Мариинский театр) и Вагановское училище. Художественным руководителем Башкирского колледжа, балетной труппы Уфимского оперного театра и «большого» Нуреевского фестиваля является народная артистка Российской Федерации Леонора Куватова, тоже окончившая Ленинградское хореографическое училище и, по праву одной из лучших учениц, танцевавшая выпускной спектакль с одним из лучших выпускников-ровесников – Михаилом Барышниковым. Таким образом, времён и имён связующая нить помогает поддерживать высокий уровень Башкирской балетной школы.

Моцарт. «Andante». Исп. Аэлита Павлова и Иван Матвеев. Якутский хореографический колледж

Уникальность «Малого Нуреевского» фестиваля в том, что на него приехали учащиеся хореографических училищ из России и других стран (Китая, Грузии, Латвии и Казахстана – всего сорок три человека из четырнадцати школ мира), которые вместе занимались специальными предметами – классическим и дуэтным танцем под руководством ведущих преподавателей нашей страны. Воспитанники Башкирского колледжа – и младшие, и старшие – гордо носили униформу: чёрные футболки, на которых белой краской спереди был напечатан логотип колледжа и фигура Рудольфа Нуреева в танце, а на спине – имя и фамилия латинскими буквами, как у членов олимпийской сборной, чтобы гости из других городов и стран знали, кто из хозяев есть кто.

Вторая особенность «Малого Нуреевского» – это именно фестиваль, а не конкурс, и хотя некоторый элемент соревновательности присутствует, она не ведёт к жёсткой конкуренции и не причиняет психологических травм. Рудольф Нуреев говорил: «Я хотел бы, чтобы мой танец производил такое же впечатление, как и картина великого художника. Пусть мной восхищаются, пусть меня ненавидят, но пусть никто не останется равнодушным». Таким образом, целью фестиваля являлось погружение юных танцовщиков в профессию, совершенствование в ней на том уровне, который на данный момент который им доступен, и максимальное раскрытие творческой индивидуальности, причём не только технической её стороны, но и внутреннего мира будущих артистов балета.

В связи с этим большой популярностью пользовался мастер-класс по пластической выразительности, который за дни фестиваля неоднократно давала преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана Елена Кузьмина. «Каждое движение должно быть осознанным, необходимо на время занятий забыть то, чему вас учили до сегодняшнего момента. Откройтесь новым ощущениям и новым формам», – обратилась к учащимся Кузьмина. Благодаря её занятиям ребята, включив фантазию, через чувственное восприятие своего тела попытались примерить на себя не знакомую им ранее методику придумывания движения непосредственно в процессе исполнения.

Третья отличительная особенность фестиваля в том, что мероприятия проводились не только для детей, но и для их преподавателей и всех взрослых участников. Для педагогов-гостей был организован круглый стол на тему «Младшая группа артистов балета (учащихся школ): репертуар, подготовка и система оценок», где все выступали с большим энтузиазмом. Для участия в фестивале специально приехал солист Большого театра Андрей Меркурьев, выпускник Башкирского колледжа, с ним была организована встреча для детей и взрослых. В душу запали слова Андрея: «Искусство начинается с культуры, чистоты, тепла. Когда я учился в Башкирском училище, в программу ввели башкирский язык. Так учитель башкирского языка в первую очередь учил нас делиться последним. Это я запомнил на всю жизнь».

Малый Нуреевский

Водная дева — Разиля Мурзакова. Заятуляк — Тагир Тагиров

В рамках фестиваля на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета состоялась премьера первого национального детского балетного спектакля «Водная красавица» по мотивам башкирского эпоса «Хыухылу» (что в переводе значит «водяная дева») в исполнении учащихся Колледжа имени Нуреева. Важно, что в спектакле были заняты все возрастные группы, даже ученики 2–4-х классов, танцевавшие золотых рыбок. Автор музыки «Красавицы» – Николай Попов, либретто и хореография Рината Абушахманова, костюмы и сценография – Ф. Низамовой. Сюжет – сказочный и в то же время вечный, как мир, где есть соперничество и подлость, алчность и жестокость, но верность, благородство и чистота помыслов преодолевают все препятствия на пути к любви. Молодой охотник Заятуляк (Тагир Тагиров) победил шестерых сводных братьев в меткости, ловкости и силе, и они затаили на него обиду и задумали отомстить при случае. На берегу озера Заятуляк заметил прекрасную девушку – водяную деву (Разиля Мурзакова), но появившиеся братья пытались её схватить: по преданию, того, кто завладеет дочерью подводного царя Асылыкуля, ждут несметные богатства. Заятуляк встал на защиту красавицы, и она в благодарность предложила своему спасителю последовать за ней в подводное царство. Царь дарит дочери с женихом несметные сокровища, и они возвращаются на землю. Братья Заятуляка сгорают от зависти и коварно нападают на счастливую пару и их свиту, а деву уводят с собой, но никак не могут решить, кому из них она должна принадлежать. Тут прибегает Заятуляк и расправляется с обидчиками, а чуть живую Хыухылу относит к озеру. Батыр с невестой решили вернуться в подводное царство, где жизненные силы вернулись к деве, и она со своим спасителем были счастливы вместе.

Балетная новинка оказалась полноценным спектаклем с законченным развитием сюжета. Костюмы и декорации – разнообразны, красивы и истинно сказочны. Спектакль продемонстрировал постановочную культуру хореографа: разнообразие танцев, включая национальные и современные, классический танец для исполнения детьми с учётом их возможностей, а также логичная смена картин. В «Водной красавице» преобладают мужские танцы, что весьма редко для балета. Есть и полноценное адажио, дуэты, кордебалет и радостный, красочный финал под победную музыку. Живописная и яркая постановка доставила море удовольствия как зрителям, так и исполнителям.

Подтверждением того, что Нуреевский фестиваль балетных школ хоть и «Малый», но серьёзный, стал блистательный гала-концерт в двух отделениях, прошедший на сцене Башкирского театра оперы и балета. В концерте показали своё мастерство воспитанники всех участвовавших в форуме хореографических училищ, а также выпускники Башкирского колледжа: солист Большого театра Андрей Меркурьев; солист Татарского театра оперы и балета Ильнур Гайфуллин (партнерша – Юлия Позднякова, тоже солистка Татарского театра); солисты Башкирского театра – Гульсина Мавлюкасова, Рустам Исхаков, Софья Гаврюшина и Лилия Зайнигабдинова. В концерте наряду с традиционными балетными номерами, такими как адажио и кода из балета «Арлекинада» Дриго в хореографии Михаила Фокина, вариация Медоры из «Корсара» Адана в хореографии Мариуса Петипа, вариация Жанны из «Пламени Парижа» Асафьева в хореографии Василия Вайнонена, были показаны танцы в постановке современных хореографов. Самыми впечатляющими из них оказались «Дриады» на музыку Яна Тирсена и Макса Рихтера (хореограф – Елена Кузьмина) в исполнении учащихся Академии танца Бориса Эйфмана и Танец казанских девушек на музыку Рашиды Мустафиной (хореография Раили Гариповой), исполненный студентками Казанского хореографического училища.

Малый Нуреевский

«Дриады». Фото Тонконогий И.В.

Дриадами в древнегреческой мифологии называли лесных нимф – покровительниц деревьев. Оказавшихся в лесу путников дриады, не желая контактов с остальным миром, старались отпугнуть. Кроме того, они опасались, что посторонние могут причинить вред месту их обитания. Согласно поверью, дриады неотделимы от дерева, с которым связаны. Будучи единственными смертными из нимф, ушедшие далеко от своих деревьев дриады теряли с ними связь и умирали. С этим номером в июне юные танцовщицы вышли на сцену петербургского Александринского театра, чтобы поздравить с юбилеем Бориса Эйфмана.

Но если «Дриады» по сути – мини-спектакль, то Танец казанских девушек – именно танец, очень плавный, женственный и целомудренный. Жёлто-белые национальные костюмы исполнительниц идеально подходили этому танцу, а шали, которые девушки использовали для большей художественной выразительности, тоже имели свою «сольную партию».

Завершился концерт грандиозным праздничным шествием – куадрильей (Cuadrilla) на музыку Эдварда Элгара в постановке Рината Абушахманова, исполненным учащимися Башкирского колледжа.

А последним «па» фестиваля стала роскошно изданная журналом «Балет» книга «Балет. ХХ век», подаренная директору Башкирского колледжа Олие Вильдановой главным редактором журнала Валерией Уральской. В неё вошли художественные портреты тех балетных деятелей, которые удостоились премии «Душа танца», и очень приятно, что некоторые «премианты» были гостями «Малого Нуреевского», например, художественный руководитель Пермского хореографического училища Владимир Толстухин, директор Красноярского хореографического колледжа Аркадий Зинов и художественный руководитель Новосибирского хореографического колледжа Александр Шелемов.

 

Фото предоставлены Башкирским хореографическом колледжем